Натуральная косметика: чуткая забота или маркетинговый трюк?

27 апреля 2009 г.
специально для CHARLA.ru

Натуральная косметика: чуткая забота или маркетинговый трюк?

Издревле для производства косметики использовались натуральные компоненты. Люди открывали тайны растений и минералов, учились комбинировать их действие. Средства по уходу за кожей не всегда презентабельно выглядели и не каждый раз пахли, как французские духи, зато их действие было предсказуемым и проверенным. Все изменилось в середине прошлого века, когда в индустрию красоты стремительно ворвались искуственно синтезированные ингридиенты и консерванты. Производство косметики приняло невиданный масштаб и массовость, сроки годности средств увеличились в разы. На этих «дрожжах» выросли мегакорпорации, до сих пор остающиеся наиболее влиятельными игроками косметического рынка. Но буквально через пару десятков лет синтетический бум пошел на спад — выяснилось, что не все чудесные компоненты безопасны: среди них есть аллергены, канцерогены, комедогены. Люди захотели опять мазаться медом и умываться укропной водой, но при этом мало кто готов отказаться от привычных склянок и флакончиков. Так появилась натуральная косметика — частичка природы, которую можно купить в магазине.

Экологический бум

Сегодня натуральная, т. е. произведенная на базе растительных компонентов, натуральных солей и эфирных масел косметика переживает такой же бум, как синтетические кремы в пятидесятых годах двадцатого века — видимо, подобные крайности в человеческой природе. Натуральная косметика по необходимости человеку приравнивается к продуктам питания, произведенным под биологически контролем. Но означает ли это, что она действительно более благоприятно переносится и обладает лучшим качеством?

Огромную роль в развитии компаний, производящих натуральную косметику, играет факт неуклонного увеличения числа аллергических заболеваний, рост которых связан и с экологической ситуацией, и с долговременным потреблением потенциально аллергенных продуктов, таких, как красители, отдушки, консерванты, содержащиеся в традиционных косметических средствах. Около десяти процентов аллергиков реагируют на эти вещества в той или иной пропорции, и это практически означает, что они не могут пойти в магазин и купить себе крем или тушь для ресниц без риска получить отеки и сыпь. Но потребители натуральной косметики — это не только больные аллергией, но и люди, по принципиальным соображениям отказывающиеся подвергать свое здоровье риску, которого можно избежать, а также вегетарианцы, экологически сознательные граждане.

В паре шагов от природы

На растущем рынке натуральной косметики становится не так просто сориентироваться: многие производители выдают свою продукцию за обогащенную ценными компонентами, на самом деле лишь добавив в крем пару капель оливкового масла. Агрессивная реклама, превозносящая якобы естественную силу добавок, нередко навязывает потребителю совсем не тот шампунь или лосьон, который он хотел получить.

В ряде европейских стран эта проблема решается при помощи системы государственного сертифицирования товаров с натуральными экологичными компонентами: на упаковках косметических средств, действительно произведенных с помощью матушки-природы, стоит значок, подтверждающий высокое качество продукта и его соответствие самым смелым ожиданиям. К сожалению, в России пока нет подобного контроля качества. Покупателю остается надеяться только на собственную внимательность и информированность.

Основные признаки действительно натуральной косметики:

— продукт должен содержать только природные вещества растительного, минерального или животного происхождения, при этом ингридиенты не должны добываться путем умерщвления животных, и средство не может тестироваться на лабораторных зверьках;

— не допускается добавление высокоаллергенных парфюмерных и красящих композиций, а также субстанций, произведенных на базе нефтепродуктов (парафина, силикона и их дериватов);

— разрешено использование натуральных консервирующих веществ, таких как витамины E и С, бензоевая и салициловая кислота, сорбиновая кислота.

— особое внимание уделяется упаковке: у натуральной косметики она экономичная и перерабатываемая.

Некоторые филиальные сети (в их числе, к примеру Body Shop, Yves Rocher) поддерживают имидж «близких к природе»: их косметика не может быть названа полностью природной из-за использования синтетических консервантов и эмульгаторов, однако эти производители применяют большое количество фитокомпонентов и отказались от тестирования на животных.

Натуральные — не значит идеальные

Решив использовать натуральную косметику, нельзя забывать о том, что многие «чисто природные» компоненты обладают способностью вызывать аллергию не меньше, чем синтетика. К числу сильных аллергенов естественного происхождения относятся продукты жизнедеятельности пчел, масло чайного дерева, ланолин, и не только они.

Неподходящей для чувствительной кожи натуральную косметику может сделать также содержание алкоголя или эфирных масел. Их специфический запах также нередко является причиной непереносимости продуктов.

Кроме того, отказ от более сильных химических консервантов делают натуральную косметику довольно ранимой: она может испортиться из-за бактерий. Поэтому хранить эти средства и пользоваться ими следует с двойной предосторожностью:

— всегда брать крем из баночки шпателем или покупать крем в тюбике;

— беречь косметику от скачка и повышения температуры (идеально — хранить в холодильнике);

— следить за сроком использования и не применять средства, если он истек;

— без сожаления выбрасывать средство, если оно изменило консистенцию или запах.

К сожалению, нельзя сказать, что натуральная косметика лучше переносится аллергиками и решает их проблемы. Но тем не менее, это не умаляет достоинств выскококачественных природных средств, которые остаются отличной альтернативой традиционным уходовым продуктам и обладают особенной текстурой, запахом, и, конечно, философией применения. Если человек считает, что используя натуральную косметику, он станет ближе к природе — кто сможет с ним поспорить?

Популярные и действенные ингридиенты естественного ухода

Алое Вера — увлажняет, успокаивает, заживляет.

Арника — стимулирует кровообращение, обладает болеутоляющим действием.

Ромашка — обезболивает, успокаивает, расслабляет.

Морковь — борется с проявлениями возраста, разглаживает кожу.

Календула — обеззараживает, заживляет.

Шалфей — обладает антибактериальным действием, регулирует салоотделение.

Облепиха — мощный антиоксидант.


Опубликовано 27 апреля 2009 г. в рубрику Beauty-этикет


Комментарии:

Анжели́я 11 апреля 2009 г., 11:30
Природа нас лечит, дарует хорошее настроение и гармонию, поэтому ничего лучше не придумаешь. Натуральная косметика очень полезна и не с чем не сравниться! Знаю девушку с потрясающе красивыми и крепкими волосами, она моет голову своим шампунем: мед+яйцо, не пользуется химией… Выглядит потрясающе!
Анастасия Мусариева 11 апреля 2009 г., 16:35
а какой примерно разброд цен на натуральную косметику?
Ольга 11 апреля 2009 г., 20:41
в общем-то по любому карману можно выбрать, особенно если не сразу всю линейку покупать, а по 1-2 средства. а потом уже разобраться, где какие преимущества и ассортимент и комбинировать из разных марок средства для лица, тела, волос. тот же Dr. Hauchka — от 100 рублей за крем, Ahava, Weleda — от 200-250, Lush — от 500. у Веледы потрясающая детская косметика и арничный крем, у Хаушки здоровские тоники, у Лаш — все для волос и маски.
Ольга 11 апреля 2009 г., 20:43
т.е. Ахава, конечно, от 600, прощу прощения, не дописала
Анастасия Мусариева 11 апреля 2009 г., 21:17
интересно, не видела еще такой косметики

про Lush только слышала
Svetik 17 апреля 2009 г., 13:13
Мне кажется, что натуральной можно считать только ту косметику, которую приготовил сам. Я, например, знаю рецепт 5ти кремов домашнего приготовления. А то, что продают в магазинах под маркой натуральной косметики, отнюдь таковой не является.
Людмила 26 апреля 2009 г., 0:47
Я люблю натуральную косметику, но, если честно, пока не очень чувствую разницу между ею и обычной косметикой. Косметику обычно выбираю по принципу гармонирования и воздействия на моё тело.
Ольга 26 апреля 2009 г., 12:44
поделитесь :) (знаниями, я имею в виду :))
Ольга 26 апреля 2009 г., 12:45
гармонирования — это чтобы средства по уходу сочетались друг с другом, одной марки или с одинаковым действующим веществом?
bonfarti 27 апреля 2009 г., 20:13
Само собой, чем «более вручную» сделано — тем круче и природней!) У нас уже существует внушительное, на мой взгляд, количество людей, которые делают отличные косметические средства дома. И есть люди, готовые их продвигать. То есть, с одной стороны- мог бы получиться очень не плохой бизнес, но, с другой стороны — торговать можно только сертифицированным товаром. А сертификация, сами знаете, сколько стоит. Вот так и получается, прошу прощения, торговля самопалом, основанная только на доверии и никаких гарантий. Может быть, кто-нибудь слышал о путях преодоления этой проблемы? Буду благодарна, если поделитесь опытом. Извините, если немного офф-топ получилось.
Lusen 1 июля 2009 г., 12:21
Добавлю критерии натуральной косметики:

— если при производстве косметики используются растения, то должен осуществляться профессиональный контроль над их выращиванием и использованием;

— при производстве натуральной косметики должны применяться только физические технологии, т. е. не химические методы извлечения экстрактов.

— при производстве натуральной косметической продукции не проводятся опыты на животных.

И вы забыли упомянуть о прекрасном консерванте природного происхождения — эфирные масла. Всем этим критериям соответствует итальянская косметика BottegaVerde.
Edited by admin at 2009-07-01 12:32:26