Правильное произнесение звуков: проверка, обучение, закрепление

27 апреля 2009 г.
специально для CHARLA.ru

Обучение речи – сложная задача не только для малыша, но и для его родителей. В ходе ее освоения обычно возникает ряд сложностей, одна из которых – правильное произнесение звуков. От того, насколько адекватно ребенок может воспроизвести и различить на слух фонемы, зависит не только его способность быть понятым и понимать других, но и формирование правильного понятия о звуковом богатстве и разнообразии родного языка. Итак, на что следует обратить внимание родственникам и воспитателям?





Звуковое отражение частиц письменной речи – букв, называется фонемами или звуками. Звук обозначается определенной буквой, но не тождественнен ей: звуки становятся более мягкими или твердыми, звонким или глухими в зависимости от позиции в слове или под влиянием слов, соседствующих в предложении. Наша речь состоит из звуков, а не букв, и, овладевая языком, ребенок сначала учится произносить звуки и их комбинации, а потом уже усваивает их связь с азбукой.

Как правило, малыш осознает разницу между «р» и «л», «с» и «ш» и т.д,. и становится в состоянии правильно употреблять их в слове, с 3 до 6 лет, то есть в период между детсадом и школой. В случае возникновения в речи систематических ошибок педиатры и логопеды говорят о косноязычии. Причиной его возникновения может быть не только юный возраст, но и нарушения в строении артикуляционного аппарата, слабый уровень развития фонематического восприятия (ребенок просто не осознает разницу между некоторыми звуками), неправильный прикус или укороченная уздечка языка, а также некоторые нарушения работы нервной системы. Для каждого случая существует собственная программа действий.

Наиболее сложными для маленьких говорунов оказываются шипящие (ш, щ, ж, ч), свистящие (с (сь), з (зь), ц) и сонорные (р (рь), л (ль). В их речи эти звуки могут подвергаться искажениям (произноситься с присвистом, становиться более звонкими или более глухими), путаться и смешиваться (происходит замена одного звука другим или в некоторых словах один и тот же звук произносится правильно, а в других – с ошибкой), пропускаться (особенно часто это происходит в начале слова).

Как правило, родителям не требуются специальные методики для конкретизации проблемы – общаясь с ребенком каждый день, они знают, где «лед тонок», но не всегда могут это объяснить специалисту. В том случае, если вы заметили, что малыш произносит правильно не все фонемы, начните вести записи, где старайтесь как можно подробнее фиксировать, как проявляется нарушение и может ли ребенок произнести звук отдельно, не в составе слова (для этого произнесите звук и попросите его повторить за вами). Наблюдательность родителей позволит логопеду точнее определить характер дефекта и предложить наиболее эффективный метод его устранения. Однако родителям нужно проводить и собственную работу.

Дети крайне редко неправильно произносят звуки из разных групп – чаще всего сложность связана с каким-либо одним звуком, либо с целой группой (например, шипящими). Это позволяет решать проблему системно. Если вы заметили, что ребенок с ошибкой произносит какую-либо фонему, предложите ему повторить за вами слова, в которых звуки из той же группы представлены в сильной позиции, то есть звучат полно и явно (например, для шипящих примером такого ряда может быть «шуба-щавель-жук-чашка»). Ребенок может сам «протестировать» вас за знание звуков или исправлять вас, когда вы произносите задуманный звук (нарочно неправильно). Такие тестово-обучающие занятия могут проходить в любой форме, соответствующей возрасту и интересу ребенка, и комфортной для обоих участников: можно попросить ребенка называть изображенные на карточках или экране компьютера предметы, хлопать в ладоши, как только он услышит от вас определенный звук, говорить, в каком слове живет «зверь», соответствующий звуку (например, в слове «желудь» живет «жук» — звук «ж-ж-ж», в слове «шапка» живет «змея», звук «ш-ш-ш», и так далее).

Не менее важно, чем уместное и верное произнесение полноценных звуков, различение согласных по твердости-мягкости. Для того, чтобы проверить, умеет ли ребенок это делать, попросите его повторить за сами слова, в которых один и тот же звук представлен в твердом или мягком варианте (лук-люк, рак-река). Противопоставление по твердости-мягкости необходимо для различения смысла отдельных слов, в случае, если что-то идет не так, родитель, как носитель языка, уловит недостаток в произношении.

Как «внедрить» в речь ребенка правильные звуки? Это происходит по четкой схеме: подготовительные упражнения – «вызывание» звука (усвоение ребенком способности его верно произносить) – обучение использованию звука сначала в отдельных словах, а затем во фразах. В легких случаях родители могут сами помочь малышу справиться с задачей, в том случае, если вы затрудняетесь или усилия не приносят результата – обязательно обратитесь к специалисту.

Упражнения не должны быть длительными и выматывающими, и нужно заинтересовать ими ребенка для того, чтобы у него не возникла реакция противодействия. Доверяйте ребенку, не требуйте от него слишком многого.

Обучая правильному произнесению звуков, следите за собственным произношением – оно должно быть четким, неторопливым, хорошо артикулированным – словом, служить хорошим примером.


Опубликовано 27 апреля 2009 г. в рубрику Мамам


Комментарии:

Trish 27 апреля 2009 г., 12:39
как мама, прошедшая (но еще не до конца) путь обучения и воспитания правильной речи (у нас еще все осложнено врожденным заиканием), могу сказать одно — специалист поможет только научиться правильно выговаривать (произносить) звуки. Я один раз сводила малыша к логопеду. Потом просто купила специальную книжку и занимались мы сами (может пару раз я консультировалась). Научить говорить и постоянно правильно говорить — разные вещи. У меня слух в течении года был просто «автопилотом» на каждый звук сына (так и осталось — только теперь «на граммотность»:-) ). Я автоматически его исправляла и если он отказывался повторять правильно, прекращала с ним общение. Через несколько минут «внутренних» протестов малыш сдавался. Я ругала своих родителей и его папу, за то, что общаясь с ребенком они его не исправляли. Поверьте: буквально неделя и Вы и Ваш малыш привыкнете исправлять и исправляться без особых проблем. В 5 лет мой сын не выговаривал все, что только можно было не выговаривать, в 1 классе в школе при первой же проверке логопед не выявил у моего сына ни одного дефекта речи (в то время как из 30 ребят — 18 (!!!) говорили не правильно). Поверьте, что для того, чтобы научить правильно говорить ребенка Вам не нужны ни большие деньги, ни куча терпения ни огромного количества времени. Достаточно осознать эту проблему, назначить пути ее решения и следовать им.

Кстати, могу добавить, что дети, которые неправильно говорят — потом также не правильно (не граммотно) пишут, не смотря на то, что многие читают!!! так что, если Ваш малыш не умеет писать диктант или списывать из букваря — это еще один повод прислушаться к тому, как он говорит.

Терпения всем и любви!!!
Ольга 27 апреля 2009 г., 12:53
удачи вам! вы молодец! к сожалению, далеко не все родители так ответственно относятся к становлению речи — я знаю несколько семей, где мамы считают, что дефекты речи — это что-то возрастное, вроде отсутствия зубов или волос у младенцев, и «оно само проходит».



немного не согласна насчет связи нарушений произношения и грамотности. как правило, это имеет место, если причина дефектов лежит в особенностях работы ЦНС ребенка, развивается дислексия или дисграфия в той или иной степени — расстройства, при которых ребенок просто не в состоянии различить звуки и буквы в речи и на письме. но если ребенок картавит или путает шипящие, т.е. проблема действительно возрастная (связанная с недостаточным развитием навыка) или физическая (прикус, короткая уздечка) — совершенно не факт, что он будет писать с ошибками. но, конечно, вы полностью правы в той части, что если малыш пишет с ошибками, это совершенно не означает его недостаточной прилежности, возможно, проблема в другом, и его надо не ругать, а лечить.
Анастасия Мусариева 27 апреля 2009 г., 12:54
немножко не о том, но вспомнилось))

у меня дочка говорит — поездЫ)))))

нам 2 г 7 мес

и шепелявит и «р» не выговаривает
Ольга 27 апреля 2009 г., 12:59
в русском языке столько исключений, что взрослый-то не во все врубается, что уж от детей ждать :)) моя племянница рассматривала как-то проспект из Метро (в том же примерно была возрасте) и комментировала: «вот, в магазине продаются колбасЫ и порошОки».



проблемы с шипящими и «р» — самые, наверное, распространенные и в подавляющем большинстве случаев возрастные.



(мой вообще молчит как партизан, поэтому, можно сказать, и ошибок не делает :))