Как ребенок учится общаться

17 декабря 2009 г.
специально для CHARLA.ru

В каждом малыше заложено врожденное желание учиться. Подражание маме во всем — главный способ его обучения. Малыш с первых месяцев жизни очень внимательно следит за мамой, и пытается повторять все то, что доступно ему на тот возрастной период.

Нам может ошибочно казаться, что ребенок, которому несколько недель от роду, абсолютно безучастно реагирует на все происходящее вокруг него. На самом деле, уже в этом возрасте, в ячейках его памяти откладывается масса информации. С самого рождения, малыш легко распознает тревожные или радостные интонации маминого голоса. По частоте сердцебиения и дыхания, он безошибочно определит ее эмоциональное состояние. Он этому научился еще в утробе.




Если маму что-то тревожит, тревожится и малыш. Это заложено природой. Беспокойство малыша, почувствовавшего мамин дискомфорт, заставляет ее отвлечься от своих мрачных мыслей и целиком уйти в решение проблем ребенка. Так малыш стабилизирует мамино настроение.

Месяц за месяцем, ребенок наблюдает за окружающими его людьми, затем начинает копировать их действия, а впоследствии, к нему приходит осознание того, что все действия и слова служат для общения с ним.

С этого момента, ребенок предпринимает первые попытки выражать себя. Заботливая мама, может ускорить процесс «обучения» путем несложных контактно-визуальных игр.

Например: глядя на малыша покажите ему несколько раз язык, через некоторое время вы с удивлением обнаружите, что ребенок тоже начинает показывать вам язычок.

Чем больше вы общаетесь со своим ребенком, тем быстрее будут развиваться его навыки подражания. Поэтому разговаривайте с ним, машите руками, хлопайте в ладоши и следите за его реакцией. Например, поднимите брови в шутливом удивлении, или очень широко улыбнитесь, или вытяните губы и произнесите «у-у-у». Малыш будет в восторге и не упустит ни единого вашего движения.

В возрасте шести недель, старания мамы будут вознаграждены. Малыш впервые улыбнется самому важному для него человеку — маме. Конечно, в этом возрасте это будет являться скорее гримаской, нежели осознанной улыбкой, говорящей об удовольствии. Но вскоре, она превратится в осознанное выражение чувств малыша, чувств радости, удовольствия, спокойствия.

До того, как ребенок освоит речь, он способен общаться с родителями только на языке жестов. Чтобы разнообразить мимику и жесты, он должен постоянно видеть ваши действия и подражать им. Чуточку преувеличивайте свои эмоции, придавая им больше яркости и красок, так малыш более быстро переймет ваши действия. Для осознания ребенком того, какое значение имеет то или иное действие, необходимо подкреплять его попытки подражания немедленным результатом. Например, если вы показываете в сторону игрушки, а ребенок повторяет ваши действия, нужно немедленно дать ее ребенку.

Таким образом, у ребенка начнет формироваться причинно—следственная связь. Около трех месяцев, малыш станет предпринимать попытки выражаться голосом. Поначалу, малыши подолгу и с удовольствием гулят, затем гуление перерастает в первые звуки, так называемый лепет. Чтобы ребенок усвоил работу артикуляционного аппарата, он должен видеть мамино лицо, запоминать, какие жесты приводят к возникновению того или иного звука. Родители должны постараться сопровождать свои речь ярким проявлением эмоций — удивлением, восторгом, печалью. Тогда и малыш непременно начнет имитировать не только звуки, но и интонацию голоса. Постарайтесь при общении с ним выражаться простыми словами, и часто используйте повторения. Так малыш быстрее освоит первые простые слоги и слова.

На втором полугодии жизни ребенок требует от родителей не только внимания и ласки, но и сотрудничества, помогающих ему в действиях с предметами и игрушками. Он все чаще пытается при помощи мамы заполучить интересующий его предмет, жестом давая понять куда ему надо приблизиться и что хочется потрогать. Например, ребенок бросает игрушку и ждет, когда ему ее поднимут и подадут. Если мама, подняв игрушку скажет ему ласковым голосом «не бросай игрушку», то скорее всего, карапуз снова ее бросит и зальется счастливым смехом. Так будет продолжаться до тех пор, пока малыш не устанет.

Зачастую, многих родителей раздражает такое поведение малыша. Подняв игрушку несколько раз, они ругают малыша и убирают игрушку. Такое поведение неверное и недопустимое. Такими действиями ребенок старается привлечь внимание родителей и вовлечь их в игру. Ребенок может уклоняться от ласк, поцелуев, объятий и стараться переключить внимание взрослого на игрушки, пытается вкладывать их в руку мамы. Ваш малыш видит в вас уже не только заботливого, ласкового и внимательного человека, но и партнера по совместной деятельности. То есть того, кто может с ним играть, показать, как пользоваться предметами, оценить его успехи.

Во время игры, вы заметите, как сделав что-то самостоятельно, ребенок начинает ловить ваш взгляд, ожидая одобрения или порицания. Теперь родители выступают не только в роли образца для подражания, но и в роли ценителя. Это очень важный момент в развитии младенца, потому как с помощью родителей, ему предстоит открыть назначение всех предметов человеческой культуры.

Автор —Афонасьева Наталья (NOTY)

Опубликовано 17 декабря 2009 г. в рубрику Мамам