Ребенок злословит! Как реагировать на плохие слова?

9 января 2010 г.
специально для CHARLA.ru

Осваивая богатства родного языка, маленький говорун не знает запретов — он экспериментирует со звуками, меняет порядок слов в предложении, придумывает свои собственные выражения. Малыш жадно впитывает и старается понять все, что говорят вокруг него. И очень часто в один прекрасный день это естественное любопытство приводит к тому, что ребенок сталкивается с особенным, нелитературным пластом речевой культуры, обсценной лексикой. Для нормальных родителей это всегда становится шоком — мало того, что в устах маленького мальчика или девочки ругательства звучат особенно грубо и нелепо, так еще нередко дети, интуитивно почувствовав опасный потенциал этих слов, и убедившись в нем, проследив за реакцией взрослых, начинают употреблять их постоянно. Как вести себя родителям и ближайшим родственникам?





Неизбежное зло

В России отношение к сниженной лексике — будь то полулитературное оскорбительное выражение или чистый мат — всегда было смешанным. Кто-то считает, что ругательства — это неотъемлемая часть современной русской речи, кто-то не приемлет и малейшего намека на плохие слова, кто-то, как говорится, матом не ругается, а на нем разговаривает. Но пускай определением роли ругательств в нашей жизни занимаются ученые. Нам, родителям, однозначно ясно одно — мы хотим, чтобы наши дети пользовались красивой, чистой, правильной повседневной речью!

К сожалению, существуют семьи, в которых границы дозволенного, скажем так, размыты. Папа, а то и мама регулярно позволяют себе ввернуть крепкое словцо в разговор, невзирая на присутствие поблизости ребенка (не только своего, но и чужих). Такие семьи — один из источников «познания» для малышей. Но не единственный. Грубые слова, обзывательства, мат можно услышать повсюду, не только от родных и знакомых. Если дома не ругаются, малыш с еще большей вероятностью «запеленгует» и в скором времени протестирует на практике звучное необычное выражение. Он может воссоздать контекст, в котором оно было впервые услышано, может просто повторить его, как попугайчик, может простодушно поинтересоваться, что это значит. И от адекватной реакции родителей очень сильно зависят дальнейшие взаимоотношения малыша и плохих слов.

Поэтому, будьте готовы, дорогие мамы и папы. Ни воспитание, ни тщательно подобранное окружение не сможет вам гарантировать, что в один прекрасный день чадо не заставит вас покраснеть до корней волос. Но и панически бояться этого момента совершенно не стоит: можно сказать, что «пробование на вкус» дурных слов — закономерный этап в речевом и психическом развитии ребенка. Кроме того, употребление брани может свидетельствовать о том, что ребенок пытается выразить нечто новое и незнакомое, тревожащее, волнующее его. Так что ругательства — это еще и сообщения из подсознания вашего малыша. Будучи вовремя замеченными и правильно понятыми, они только улучшат ваше взаимопонимание. Упорно злословящий ребенок — не плохой, не испорченный, это малыш, который хочет привлечь к себе внимание.



Кумир-сквернослов?

Психологи по-разному советуют реагировать на услышанные от ребенка плохие слова. Их можно проигнорировать, можно расспросить детку, где она это услышала и объяснить, почему грамотные воспитанные люди так не говорят, можно пойти сказочным путем и рассказать, что каждое плохое слово превращается в змею и прячется где-то в доме. Обязательно дать понять, что такие слова очень расстраивают вас. По-своему хороши все эти способы, и их применение зависит от ситуации и темперамента ребенка.

Что ни в коем случае нельзя делать — так это отчитывать и тем более прибегать к телесным наказаниям за использование ругательств. Это деструктивный и непедагогичный путь — ребенок вынесет из него опыт, что грубость порождает другую грубость и насилие. Это не лучшим образом скажется на психическом развитии. Кроме того, в детях сильны манипуляторские задатки: обнаружив, что определенные выражения выбивают маму и папу из колеи, маленький экспериментатор, возможно, захочет повторить эффект и более детально изучить его возможности. Ведь чада постоянно проверяют нас на прочность. Еще и поэтому никогда не реагируйте на злословие как на призыв о помощи или требование: если малыш выругался в сердцах, что у него что-то не получилось, он сердит или поранился, не спешите жалеть его или помогать. Иначе он может решить, что ругательства — нормальная часть стрессовой ситуации. Смеяться тоже нельзя — ребенок немедленно решит, что вы в восторге от его выходки.

Именно экспериментальный фон злословия характерен для более младших детишек — начиная примерно с 3 лет. Они действительно искренне хотят узнать, что означает необычное слово. Конечно, родителям не рекомендуется конкретизировать его значение, иначе есть опасение, что ребенок усвоит слово в качестве синонима, и тогда избавиться от него будет гораздо сложнее. На вопрос о том, что это, ответьте, что слово ничего не значит, оно просто злое, или скажите, что оно такое неприятное, что вам и говорить о нем неприятно.

Плохие слова могут быть и способом привлечь внимание старших. В этом случае ребенка устроит даже ваша бурная отрицательная реакция (существует понятие «негативное внимание»). Таким нестрандартным способом детки могут давать понять, что родители недостаточно общаются с ними. Парадоксально, но также сквернословие может быть реакцией и на гиперопеку со стороны старших родственников. Ругаясь, ребенок дает понять, что ему требуется личное пространство.

Дети-дошколята и младшие школьники нередко используют брань в качестве подражательного средства, усвоив стереотип «крутизны», навязанный телевидением и кинематографом. Как правило, в этом возрасте они уже знают смысл обсценной лексики и прекрасно осознают, что ругательства могут носить «декоративный» смысл, необязательно служа выражением гнева или боли. Тут родителям нужно быть последовательными — во-первых, обратить пристальное внимание на то, какую медийную продукцию и в каком объеме потребляет ребенок, во-вторых, разобраться, какие нравы царят в его компании, в третьих — попробовать разобраться во взаимоотношениях чада с кумиром и доходчиво доказать, что скверные слова не делают никого «крутым».



Умение слушать и понимать

Цель родителя — научить ребенка объяснять свое состояние словами, а не манифестировать его ругательством. Тут вам поможет известный психологический прием «активного слушания»: например, ребенок обзывает своего приятеля по играм: «Вася — козел, ему надо по морде надавать!» Не расспрашивайте, что случилось, это и так выяснится, переключите острослова в конструктивное русло: «Ты очень расстроен, Вася чем-то обидел тебя». Услышав, что родитель правильно понимает его эмоции, ребенок переключается на их уточнение: «Нет, меня обидел Денис, а Вася не вступился!». Ответ мамы: «Вася твой друг, и ты хотел, чтобы он поддержал тебя». И вот уже разговор идет совершенно в другом направлении, растет взаимное доверие!

Когда мама и папа терпеливо и последовательно демонстрируют свое отрицательное отношение к плохим словам, ребенок осознает их нежелательность и учится контролировать себя. А если родители постоянно работают над собой, пресекая причинение обиды, боли, унижения ребенку, относясь к нему как к равному, с заслуженным уважением, взаимопонимание в семье только крепнет.


Опубликовано 9 января 2010 г. в рубрику Мамам


Комментарии:

Amily 8 января 2010 г., 0:15
Вот уж точно пожалеешь о былой цензуре((. Сейчас самые интересные и динамичные мультфильмы просто кишат разнообразными ругательствами. Причем подается это как можно более смешно и с претензией на крутизну. Ребенок начинает подражать своему герою и сделать с этим ничего нельзя. Ограничить просмотр таких мультиков, конечно, было бы лучшим выходом, но к сожалению это именно та продукция, которая широко рекламируется и мультики которые «посмотрели все дети в садике, а я еще не видел и со мной никто не дружит». А что касается нецензурных слов, то когда мои дети проходили через это «увлечение», мы им всегда объясняли что так говорят люди, которые знают очень мало слов или пьяные дядьки)))ну и тому подобное. Как-то мы благополучно миновали такие периоды в короткие сроки. А вот с «мультяшным» сленгом справиться очень трудно(((.
Ольга 8 января 2010 г., 1:02
вообще, может, это несколько близорукая позиция, но я считаю, что если семья в глобальном смысле нормальная, ругательства из ребенка литься не будут. да, подавляющее большинство семей проходит через эти эпизоды в том или ином виде (никогда не забуду, как мы с папой ехали в трамвае, мне было 4 года и я вслух читала то, что было накорябано на спинке впередистоящего кресла. все было хорошо, пока я не дошла до известного слова из трех букв. я его очень громко повторила и спросила папу, что же это такое. папа покраснел и вытащил меня из трамвая. дома мама сказала, что это слово говорить нельзя, оно приносит несчастье. и я свято в это верила).



так вот, обычно, если в семье не разговаривают бранью, ребенок быстро осознает, что это не принято. конечно, он будет слышать плохие слова, с возрастом научится запоминать их и узнает все значения, но с возрастом же все лучше будет контролировать себя в плане их употребления. а настойчивое сквернословие благополучного вроде бы ребенка может быть симптомом различных расстройств — синдрома Туретто, например. если ребенок не заброшен, это опять же выясняется довольно быстро.



но вот сленг, жаргон, согласна с вами, это очень скользкий вопрос. с одной стороны, это вроде как не ругательства. с другой — функция у них именно подковырнуть и унизить, и речь они засоряют. и контролировать их употребление вне школы-дома практически невозможно…
kamara 8 января 2010 г., 14:45
Увы, очень часто ребенок впитывает ругательные слова в доме — от родителей, по телевизору. Очень сложно объяснить, что это плохое слово, если его повторяют взрослые и в самых безобидных ситуациях.
mahabc 9 января 2010 г., 20:02
Мне кажется, многое зависит от родителей! Если родители при ребенке себе этого не позволяют, то и он скорее всего этого делать тоже не будет! Хотя… каждый случай нужно рассматривать индивидуально!
Luchana 12 января 2010 г., 14:03
К сожалению, тема детской ругани и даже матерщины в последние годы стала даже актуальней, чем раньше — и это в первую очередь свидетельствует о снижении общего уровня культуры населения страны. Мат уже не только среди маргиналов и люмпенов, но и в молодежной (и даже среди школьников!)стал вполне обычным средством выражения мыслей и эмоций. Раньше была невозможна ситуация, когда юноши матерятся в присутствии девушек, теперь это сплошь и рядом. И даже детишки чуть ли детсадовского возраста, рассказывая о самых обычных вещах, то и дело пересыпают свою речь бранными, в том числе и матерными словами и выражениями. Своими силами (то есть родителям в каждой конкретной семье), считаю, справиться с этой проблемой невозможно. Слишком велико негативное влияние пресловутой «улицы», и СМИ, причем не только телевидения с его чуть ли не героизацией преступного мира(вспомним сериалы, которые прямо-таки вызывают сочувствие (если не сказать больше) к главным героям — бандитам, киллерам, ворам в законе), но и Интернета, где цензура практически не существуют, и наши детки могут не только «услышать», но и увидеть такое..!

Но нельзя и опускать руки, надо бороться с этим злом, и главные наши помощники — наша любовь и внимание к детям. Услышать их, понять, не отмахиваясь (дескать, мне бы твои проблемы), помочь разобраться в сложных ситуациях (а их, особенно у подростков, бывает немало), ведь они еще только учатся жизни. Огромную роль играет личный пример родителей и умение разговаривать с ребенком, не поучая, не морализируя, а как с равным, даже если это совсем еще небольшой человечек.
sonna65 27 января 2010 г., 18:42
Могу сказать с уверенностью: детская ругань- это форма самоутверждения, воплощение запретов в реальность.Нельзя смотреть долго мультики, кушать много конфет-ругань, не в ваш адрес конечно, однако, это всплеск негативной энергии, которая должна выйти из детского организма.На мой взгляд, родители должны понять в чем причина и меньше запрещать ругаться, ведь результат может быть далеко не таким как их ожидания.