Семья, в которой двое и более детей, не понаслышке знакомы с детской ревностью. Какая бы разница ни была между детьми — два года или десять, у старшего ребенка обязательно найдется повод для ревности к младшему. Хотя психологи и педагоги утверждают, что во избежание проявлений ревности ребенка непременно нужно готовить к появлению в доме малыша, это не дает гарантий того, что старший ребенок не познает этого чувства. С теми или иными проявлениями ревности родители все равно столкнутся.
Мы с мужем начали готовить дочку к появлению у неё сестренки или братика с начала беременности. Старались в течении 9 месяцев не только донести до неё мысль, что у нас будет ещё один малыш, но попытаться сделать так, что бы она к этой мысли привыкла. Вместе ходили с дочкой по магазинам, выбирая для малыша «приданное». Ей нравилось гладить мамин животик, слушать, как малыш шевелится. Дочка ждала появления братика с таким же нетерпением, как и мы, родители.
Но, стоило в доме появиться человечку, с которым приходилось делить мамино внимание, любовь и заботу, возникло то чувство, которого мы с мужем очень боялись — чувство детской ревности. Поначалу она предлагала всем, кто приходил к нам в гости, забрать Ванечку с собой. Кормление малыша грудью превращалось в кошмар. Дочь начинала закатывать истерики с требованием положить братика в кровать и не давать ему «титю». Если он плакал в кроватке, то она слезно просила не брать его на ручки. Если сын сидел у меня на коленях, Саша норовила взобраться на колени тоже. Причем, её никто не обделял вниманием, даже напротив, видя такую реакцию дочери, уделяли ей его очень много. Нам пришлось даже сходить на консультацию к психологу, но выполнение его рекомендаций не дало результата. Более того, дочь стала плаксивой, легковозбудимой, появились проблемы с психикой, которые проявились онаническими спазмами. В результате, ревность к младшему брату привела нас в кабинет невропатолога. И психолог, и невропатолог в наших действиях и принципах воспитания не усмотрели негативных факторов. Просто разница в возрасте детей была небольшой — 2,5 года, и дочка была сильно привязана ко мне. К тому же, дети в этом возрасте собственники до мозга костей. Главной их собственностью есть и будет мама.
По прошествии 7 месяцев, со дня рождения сына, в отношении дочери к брату все-таки произошли существенные сдвиги. Она уже нормально воспринимает, когда я его кормлю грудью. Наконец-то мы смогли ей объяснить, что у Ванечки пока нет зубок, и он умеет кушать только мамину «титю». Тот же подход использовался и при объяснении, почему мама держит Ванечку на ручках — потому, что братик не умеет еще сидеть и ходить. Давая такие пояснения, мы постоянно делали акцент на то, что: «Саша умеет это делать, а Ваня не умеет», «Саша — большая девочка, а Ваня маленький мальчик», «Саша — умница, никогда не плачет, а Ваня плачет, Ваня еще маленький»
Кто-то может сказать, что все это ерунда, не стоит так заострять проблему. Подрастёт и от ревности не останется и следа. Возможно. Только все дети разные, а значит и ситуации разные. Мы до сих пор наблюдаемся с дочкой у невропатолога, раз в месяц приглашаем психолога домой. Она наблюдает за дочкой, за ее поведением, за возникающими в процессе общения детей ситуациями. И уже на основании увиденной модели поведения и общения, психолог дает нам рекомендации и советы, как нам себя повести в том или ином случае. Кстати, такие домашние выезды психолога оказали бόльший эффект, чем консультации в кабинете. Ребенок в домашней обстановке ведет себя естественно и непринуждённо, поэтому полностью раскрывает свою сущность.
Дети растут, учатся общаться и контактировать друг с другом. Учимся и мы, родители, относится к проблемам и чувствам наших детей с пониманием и любовью.
Комментарии: