Для маленьких умников и ораторов: игры, развивающие мышление и речь

29 мая 2009 г.
специально для CHARLA.ru

Малыш требует внимания и помощи родителей с первых секунд своего появления на свет. Он растет, привыкает к окружающему миру, учится самостоятельно передвигаться, осваивает первоначальные навыки самообслуживания, но не перестает нуждаться в старших. Родственники сопровождают кроху и в бытовой рутине, и в веселых играх, превращая каждое действие ребенка в упражнение, расширяющее круг его знаний и умений.
Игры, развивающие мышление и игры, развивающие речь, идут рука об руку, поскольку оба этих процесса тесно взаимосвязаны. Расширьте свой игровой обиход занятиями из этой подборки, которую я составила, пользуясь рекомендациями своих добрых давних знакомых — детского психолога, логопеда, педиатра. Мы с сыном уже апробировали некоторые из них, другие ждут своей очереди. Надеюсь, и вам что-то пригодится!





Игры, развивающие мышление

Интеллектуальные игры — это игры, учащие так или иначе сопоставлять, сравнивать, находить различие и, наконец, ассоциативные связи между предметами и явлениями. Как правило, уже к концу первого года жизни малыши осваивают навыки соотнесения объема предметов и простейшие основы сортировки, они охотно играют со стаканчиками, вкладывая их друг в друга, нанизывают кольца пирамидки, собирают сортёр. Дети любят подражать, поэтому участие взрослого в игре позволит малышу быстрее освоиться с ее правилами и условиями.

Развивающие мышление игры для детей от года до двух лет

Наперстки

Принцип игры позаимствован у аферистов из перехода в метро и направлен в мирное русло. Возьмите три непрозрачных разноцветных пластиковых стаканчика и маленькую игрушку. На глазах ребенка накройте ее одним из стаканчиков, остальные просто переверните вверх дном. Медленно перемещайте стаканчики, предлагая ребенку угадать, под каким из них игрушка. Комментируйте свои действия, называя и описывая предметы. Результат: ребенок учится концентрироваться, следить и различать цвета.

Мешок с добром

Возьмите большую сумку и несколько предметов. Называя предмет, просите ребенка положить его в сумку. Постепенно увеличивайте количество предметов и «меняйте направление», предлагая ребенку найти что-то в сумке и отдать вам. Можно усложнить игру, введя в оборот вещи, принадлежащие ребенку (носочки, расческу, игрушку) и свои (ключи, помаду, заколку). Благодарите ребенка за каждый предмет, положенный в сумку или извлеченный из нее.
Результат: ребенок осваивает названия предметов, учится выполнять просьбы, осознает разницу между своими и принадлежащими другим вещами.

Радуга

Соберите и перемешайте несколько различных предметов (игрушки, тряпочки, стаканчики) базовых цветов. Лучше начинать с двух цветов, постепенно увеличивая количество. Предложите ребенку разложить синее к синему, а красное к красному. Комментируйте происходящее, описывайте предметы.
Результат: ребенок учится различать предметы, осознает характеристики цвета и формы.

Развивающие мышление игры для детей от двух лет

Домик для куклы

Взрослый предлагает ребенку выбрать три-четыре предмета кукольного интерьера: например, кровать, стол со стулом, шкаф и показать, как кукла ими пользуется. Если ребенок уже говорит, попросите его рассказать о предметах и об ощущениях куклы (кроватка мягкая, удобная, шкаф большой и т.д), если его навыков недостаточно — подробно комментируйте все. Отправьтесь на экскурсию по квартире, чтобы ребенок нашел такие же предметы в доме, показал, как ими пользоваться. Совместно определите разницу (большое-маленькое, различные цвета, другая форма и т.д). Скажите, что забыли, где кукла должна спать — на кроватке или на столе. Пускай ребенок вас исправит.
Результат: ребенок учится сопоставлять размер, цвет и форму предметов, осознает функциональность мебели, учится самостоятельно принимать правильное решение.

На кухне

Кухня — удивительное место. Тут не только готовится вкусная еда, но и находится масса интересных предметов. Маме будет веселее, если малыш ей поможет, например, отсчитать картофелины по количеству членов семьи (четыре большие — для папы, три большие — для мамы, — две маленькие — для зайки и куклы и т.д) или отличить картофель от морковки и свеклы.
Результат: развитие навыков счета, освоение притяжательных местоимений, ассоциация объемов пищи и едоков, навыки помощи.

Сортировка различных видов макарон и круп не только надолго займет кроху, но и разовьет его мелкую моторику и координацию движений, а также улучшит и закрепит способности к сортировке однородных предметов. Детям постарше можно предложить пользоваться щипцами для ухватывания горошинок или рисинок.

Первое представление о геометрии и понятие о сечении ребенок может получить у маминого разделочного стола. Предложите ребенку сначала рассортировать отобранные для супа или рагу овощи (круглые — отдельно, конусы — отдельно, цилиндры — отдельно и т.д), потом описать их форму, а затем убедиться, что в разрезе и шарик-помидор, и конусовидная морковь, и цилиндрический кабачок — одинаково круглые. Дайте ребенку предполжить, что произойдет, если вы разрежете овощь не поперек, а вдоль или наискосок. Разрешите ему использовать дольки овощей как конструктор, скрепляя зубочистками.
Результат: развитие пространственного и ассоциативного мышления.



Игры, развивающие речь

Залогом своевременного и полного развития речи у ребенка являются два момента: уделение внимания мелкой моторике рук, совершенствование которой стимулирует развитие речевой зоны головного мозга, и постоянное побуждение к общению. Известно высказывание педагога В.А. Сухомлинского, считавшего, что «ум ребенка — в кончиках его пальцев». Мелкая моторика имеет первостепенное значение еще и потому, что готовит маленькую ручку к обучению письму. Хорошо проработанная связь между звучащей и письменной речью поможет крохе в будущем делать меньше ошибок, писать быстрее и понятнее.

Но пока время для для обучения письму не настало, стоит сосредоточиться на пальчиковых играх. Они практически не требуют специальных приспособлений, поэтому ими можно развлечь малыша в дороге или в очереди. К их числу относятся и всем известные старинные «Сорока-ворона» и «Ладушки», сочетающие массаж и гимнастику, и многие другие современные, но не менее полезные развлечения. Например,

Дружные зверята

Игра направлена на развитие мелкой моторики и координации движений, благодаря стихотворной форме и простому тексту ребенка быстро запоминается, развивает чувство ритма, выразительность речи.

Дружат добрые зверята
(пальцы рук соединяются в «замок»).
Дружат малые зайчата
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры,
(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары,
(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата,
(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата
(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались!
(руки опустить, потрясти кистями).


Игры, развивающие пассивный словарь

Перед тем, как заговорить «по-настоящему», ребенок накапливает пассивный словарь, усваивая названия предметов. Помогите ему в этом, поиграв в «Фонарик». Для этого сядьте в темной комнате, и, по команде «Раз, два, три, фонарик, освети!» включите карманный фонарик и назовите предмет, на который упал луч света.

Блиц-соревнования

Для того, чтобы совершенствовать навыки устной речи ребенка, устраивайте ему неожиданные блиц-соревнования, сложность которых легко варьировать в зависимости от возраста и уровня речевой подготовки ребенка. Эти игры вызывают спонтанную реакцию и не надоедают ребенку, потому что задания в них быстро сменяют друг друга. Вот несколько идей:

— Назови слова на какую-нибудь букву;
— Перечисли вещи, которые ты видишь в этой комнате;
— Назови всех зверей (цвета, деревья, вкусные блюда), которые ты знаешь;
— Назови все предметы одного цвета, которые ты знаешь;
— Придумай рифму;
— Угадай, что я хочу сказать (родитель называет первый слог или два).


Улучшение интонации, совершенствование мелодии речи

Красивая речь обязательно должна быть не только богатой словами, но и отличаться выразительностью. Для того, чтобы научить ребенка этому, поиграйте в «Мешочек, впусти» — игру, прививающую помимо речевых, ролевые навыки и развивающую фантазию. Для этой игры понадобятся мешок или сумка, несколько игрушек и игрушка для озвучивания родителем — кукла или плюшевый зверь. Суть в том, что ребенок должен взять игрушку и внятно и выразительно попросить мешочек «впустить» ее: «Мешочек-мешочек, пожалуйста, впусти эту красную чашечку!». Если малыш говорит убедительно, четко и ясно, мешочек раскрывается и «впускает» предмет, а кукла хвалит его. Если нет — мешочек «скукоживается», и тогда кукле нужно приободрить ребенка и подсказать ему, как действовать дальше.


Опубликовано 29 мая 2009 г. в рубрику Мамам


Комментарии:

Наталья 1 июня 2009 г., 12:43
Хочется акцентировать внимание на пальчиковых играх. Известно, что массаж внутренней стороны ладошек стимулирует речевой центр. «Сорока-ворона», «ладушки» и др. это очень старинные потешки. Нашим народом издавна заложена в детских играх многовековая мудрость и глубокие знания, о которых мы подчас и сами не подозреваем…