Как правильно хвалить ребенка

18 июля 2009 г.
специально для CHARLA.ru

Большинство родителей стараются часто хвалить своего ребенка, свято веря, что ему это на пользу. Однако действительно ли это так? Часто приходится слышать от огорченных родителей: чем больше они хвалят ребенка незаслуженно, тем чаще их чадо опровергает своим поведением их похвалы. После каждой очередной незаслуженной похвалы малыш начинает неосознанно нервничать, срывается на грубость и непослушание.



Как можно хвалить и как нельзя

Конечно, вообще не хвалить ребенка — тоже не выход. Но не стоит забывать, что похвала — это своеобразное «лекарство», ею нельзя пичкать без меры, похвалу необходимо тщательно дозировать. Как на каждое лекарство, может возникнуть аллергия, противопоказания, передозировка. Кроме того, учтите, что вы должны оценивать не самого ребенка, а только его действия, поступки.

Пример. Восьмилетний Андрей от души поработал в саду: убрал опавшие листья, навел порядок, сложил в сарай после работы инструменты. Мать, посмотрев на такую качественную работу, высказала сыну свое одобрение.
Мать: Еще утром сад был такой запущенный, грязный, а сейчас его не узнать — как чисто и красиво стало!
Андрей: Это я убрал!
Мать: Я думала, придется несколько дней провозиться, а ты, сынок, сумел так быстро справиться с работой.
Андрей: Я старался.
Мать: Спасибо, Андрюша!
Андрей (с довольной улыбкой): Не за что!

Мать похвалила то, что сделал сын. Андрею очень приятна похвала матери. Теперь он с нетерпением станет дожидаться отца, чтобы и от него услышать похвалу своей работе и почувствовать радость и гордость: он настоящий помощник.

Однако чаще можно услышать другую похвалу: «Ты настоящая помощница», «Ты очень хороший сын», «Что бы я без тебя делала?» Такая похвала дает оценку не поступку ребенка, а ему самому. Услышав такое, ребенок забеспокоится: разве он так много сделал? Он почувствует, что похвала незаслуженна, что он не может быть настолько безупречным, и поспешит сознаться в каком-нибудь нехорошем поступке.

Ребенок обладает развитой интуицией, ему становится не по себе от фальши, которая сквозит из наших эпитетов: замечательный, скромный, щедрый, работящий, умный… Подобно слишком яркому солнцу, такая похвала способна скорее ослепить, чем согреть. Ребенок чувствует, что он не заслужил столько хороших слов. Он не может всерьез верить в то, что он настолько безупречен. Ребенок постарается опровергнуть незаслуженную похвалу, так как не может смириться с фальшью, а о взрослых, которые столь щедро расточают ему комплименты, он подумает что-то вроде: раз они так легко меня хвалят, когда я почти ничего не сделал, значит, и сами не очень-то много стоят!



Слова взрослых и выводы детей

Любая похвала должна быть направлена только на поступки и дела детей, но никоим образом не на личность. Попробуйте высказать свое отношение к совершенному ребенком поступку таким образом, чтобы он сам сделал определенные выводы.

Десятилетний Женя помогал отцу во время ремонта. Среди прочих дел, ему пришлось вместе с отцом передвигать тяжелый шкаф.
Отец: Шкаф оказался таким тяжелым, его нелегко было двигать.
Женя (с гордостью): Я смог!
Отец: Да, работка была трудная.
Женя: Я сильный! Смотри, какие мускулы!
Мудрый отец не стал говорить прямо: «Какой ты сильный, сынок!» На такие слова Женя мог бы ответить: «Что ты, папа, в нашем классе есть ребята и посильнее меня». Почувствовать себя действительно сильным мальчик смог после того, как ему пришлось самому делать выводы из слов отца.

Как дети выглядят в своих собственных глазах

Составляющие похвалы — это 1) наши слова и 2) выводы детей. Когда мы хотим похвалить ребенка, нужно максимально четко высказать положительную оценку поступка, совершенного им, постараться так выразить свою мысль, чтобы ребенку легко было сделать вывод о том, кто он и какой он. Вот некоторые примеры правильной похвалы.

1. «Спасибо, сынок, ты здорово вымыл машину — смотри, как сверкает!» Вывод ребенка: «Я поработал на совесть, папа оценил мое старание». (Неправильная похвала: «Ты просто молодец» — вывод делать не из чего!).

2. «Твое стихотворение такое трогательное — особенно описание зимней природы». Вывод ребенка: «Я умею писать стихи — как это здорово!» (Неправильная похвала: «Неплохо для твоего возраста…»)

3. «Ты смастерил такую удобную полку — теперь инструменты будут в полном порядке». Вывод ребенка: «Я научился плотничать!» (Неправильная похвала: «Ты настоящий плотник»).

4. «Спасибо, доченька, всю посуду помыла, порядок теперь в кухне». Вывод ребенка: «Я помогла маме, теперь она может отдохнуть». (Неправильная похвала: «Так даже мама не сможет вымыть тарелки!»)

Ребенок, задумываясь над своими поступками и самостоятельно делая выводы, в дальнейшем сумеет реально оценивать себя и свои способности.

Опубликовано 18 июля 2009 г. в рубрику Мамам


Комментарии:

Trish 2 июля 2009 г., 1:19
вот, вроде бы как все правильно, но… нет любви…

я могу сотни раз за день сказать своим детям «вы у меня самые лучшие в мире!!!», могу сказать «какой же ты ужасный лентяй, но я все-равно безумно тебя люблю!!!» могу «ты меня поражаешь своим нежеланием „включать мозги“ в свои 18 лет, но какая же ты у меня красивая, я так тебя люблю!!!»… не думаю, что это неправильно, хотя бы потому, что у меня масса поводов гордиться своими детками, а стыдно мне никогда за них не бывает…
Анастасия Мусариева 2 июля 2009 г., 1:23
мне кажется, я уже где-то писала, что считаю любовь и похвалу разными вещами

нужно безумно любить! но хвалить правильно))

речь в основном про маленьких детей

18-летнего ребенка, думаю, почти невозможно уже переделать, он уже воспитан

а в маленьком человечке важно заложить правильные основы
Алиса Романова 2 июля 2009 г., 1:39
А мне кажется, что хвалить надо за любой плюс.Не поощрять на подобии «ты помыл тарелку- получи конфетку», а добрым словом, нежностью и т д Ребенок должен знать то, что его поступок замечен, его хвалят, он нужен, его прибывание в доме приносит пользу, он востребован, даже так можно сказать.



А вот систему воспитания надо начинать с себя, и главное уметь держать слово во всем, если наказал, то выдержи наказание сам. Очень часто можно услышать от мам " вот я тебе", а собственно, что я тебе? что они вкладывают в эти слова? свои эмоции?

или же наказанный ребенок и не идущий в игровой центр, отравляется гулять потому, что маме стало жалко, она передумала, сменила гнев на милость… так нельзя. завтра ребенок уже будет знать, что наказание длится до смены родительского настроения и никакие похвалы или системы правильных похвал не помогут.
Анастасия Мусариева 2 июля 2009 г., 1:47
но я же не говорю, что хвалить вообще не нужно

просто нужно особо выделять именно поступки и делать это так, чтобы ребенок понял, за что конкретно его хвалят и что он сделал что-то действительно важное



с последним согласна абсолютно

наказание надо выдерживать до конца и обязательно выполнять обещанное

у нас наказания пока сводятся к неполучению конфеты, или к убиранию красок

в углу она у меня не стоит))) скачет туда сюда))) так что даже не пытаюсь таким образом наказывать, и на стуле тоже не сидит дольше пяти секунд
Алиса Романова 2 июля 2009 г., 1:50
в принципе мы говорим об одном и том же;)
Хельга 2 июля 2009 г., 16:01
Хорошая статья, я в основном со всем согласна. Поддерживаю это мнение, что всегда нужно оценивать поступок ребенка, а не его самого. Также советую не употреблять выражения «плохо» и «хорошо». Лучше их заменять на «правильно», «неправильно».