Развитие детской речи

23 декабря 2011 г.
специально для CHARLA.ru

Развитие детской речи
Кажется, только вчера вы принесли домой маленький пищащий сверток, а уже сегодня достаете заветный блокнотик, чтобы записать первое осмысленное слово, которое произнес ваш малыш.
Как происходит развитие речи у детей, нужно ли им помогать или все произойдет само собой, расскажет Женский журнал Charla.

Дети, как известно, общаются с нами с самого рождения. Им пока подвластны только гласные звуки, которыми они и обозначают радость, заинтересованность, недовольство.
Многие родители считают, что развитие речи у детей — генетически обусловленный процесс и прилагать каких-либо усилий для этого не стоит.

Специалисты, однако, не согласны с такой точкой зрения, и призывают родителей активно участвовать в развитии речевых навыков малышей с самого начала.
Психологи считают, что данный процесс имеет определяющее значение для развития мозга у малышей, особенно первых трех лет жизни.

То есть мозг, конечно, развивается сам по себе, но такие функции, как воображение, способность мыслить логически, память, восприятие и многие другие, формируются, главным образом, с помощью речи. И ведущую роль здесь играют не природные способности малыша, а воспитание, общение с взрослыми.

Развитие детской речи в первые три года происходит довольно интенсивно. Мозг малыша достаточно приспособлен и податлив, чтобы усвоить нужное количество информации. Единственное, что его останавливает на данном этапе — недостаточность развития речевого аппарата.

Это не значит, что нужно спокойно наблюдать за тем, как ребенок неправильно произносит слова, дожидаться подходящего возраста, и только потом начинать его переучивать и вносить коррективы. Логично делать все правильно с самого начала.

Развитие речи у детей до 4-х лет

Грудной ребенок общается в основном при помощи крика, и конечно, не понимает, что вы ему говорите. Зато он распознает интонацию и умеет слушать.

Ваша помощь в развитии речи у детей в этом возрасте заключается в основном в одностороннем общении. Если вы что-то собираетесь сделать, сообщите об этом малышу: «Мама будет купать Мишу». В процессе действия делайте то же самое: «Миша купается» и так далее.
Просто гуляя с малышом по комнате или на улице, называйте окружающие предметы, комментируйте свои действия, чтобы ребенок соотносил ваши слова с предметами и действиями.

Самая распространенная ошибка, которую допускают родители — коверкание слов.
Понятно, что ребенок такой маленький и милый, хочется с ним посюсюкать, поговорить детским голосом.
Лучше отказать себе в этом удовольствии, иначе в дальнейшем развитием речи ребенка, возможно, придется заниматься логопеду.

Ближе к году малыш начнет произносить слова-слоги. Для него это будут слова, и даже целые предложения: биби – машинка – машинка едет по улице. В это время нет смысла заставлять его произносить слово полностью, но самим лучше не повторять за малышом, а говорить правильно.

К двум годам ребенок сможет произносить предложения из нескольких слов-слогов, у него появится представление о том, как правильно строится предложение.
Задача родителей двухгодовалого малыша — продолжать говорить с ним, обращать внимание на окружающие предметы и комментировать действия, играть с ним в простые игры для развития речи (сорока-ворона, котик и т.д.), когда нужно произносить слова и выполнять какие-то действия.

На этом этапе развития речи у детей уже пора начинать закреплять правильное произношение слов. Старайтесь подвигнуть его к тому, чтобы он попытался сказать «машина», а не «биби». Заставлять не нужно, но поощрять его попытки произнести слово верно, а не обозначить слогом, нужно обязательно.

Также нужно перестать реагировать, когда малыш просто на что-то показывает пальцем. Пусть скажет хоть что-нибудь. Помогите ему, озвучьте просьбу сами, пускай попробует повторить хоть что-то.
Здесь важно не настаивать и не раздражаться, делать все весело и доброжелательно. Малыш показал пальчиком — не понимаю, сказал «биби» — мама обрадовалась, сказал «дай» — обрадовалась еще больше.

Тут многое зависит даже не от ваших педагогических способностей, каких-то методик развития детской речи, которые вы применяете, а психологический настрой. Крохе хочется порадовать маму, чтобы мама улыбнулась и похвалила. Если не получилось, не давите и не хмурьтесь, просто пробуйте раз за разом.

В три–четыре года развитие речи у детей выходит на новый этап. Речевой аппарат уже достаточно развит для того, чтобы правильно произносить звуки. И здесь важно помочь малышу именно в этом. Произносите слова четко, выделяйте сложные для него звуки, повторяйте их отдельно и в других словах.

Уделяйте достаточно внимания обогащению словарного запаса малыша. И это касается не только новых предметов или действий и не попыток научить малыша произносить сложные непонятные слова.
Научите лучше малыша подбирать понятия, противоположные по смыслу, обращать внимание на признаки предметов. Хорошим подспорьем для этого служат яркие картинки, которое можно рассмотреть и описать вместе с ним.

Чтение сказок, рассказов, совместный пересказ и обсуждение прочитанного помогает ребенку не только пополнять словарный запас, но и учит выражать чувства, переживания, помогает в формировании связной и последовательной речи.

Развитие речи дошкольников

Малышу уже 5-6 лет и довольно скоро он пойдет в школу. В это время развитие речи дошкольников имеет очень большое значение.
Родителям стоит продолжать помогать малышу развивать связную и логическую речь с помощью пересказов. Может, предложить ему придумать собственную историю — это стимулирует воображение.

Всевозможные игры в слова, скороговорки помогут в развитии памяти, обогащении активного словаря, а главное, выявят недостатки, которые часто наблюдаются в речи детей этого возраста. Обычно это неправильное произнесение звуков, замена местами букв и слогов.

С такими детьми нужно вести целенаправленную работу. Благо, сейчас можно найти достаточно печатной и электронной литературы, где описаны методы коррекции речи, и родители часто могут справиться с мелкими недочетами сами. Но если малыш уже достиг 4–5-летнего возраста, а какие-то звуки ему не даются, лучше обратиться к специалисту.

Не нужно надеяться, что он подрастет и поймет, как произносится, например, звук «р». Если не «поставить» его вовремя, ребенок, уже будучи школьником, может просто пропускать его на письме (он же его не произносит, значит, его как бы и нет вовсе).

То же касается и других звуков. Непонимание правильного произношения, перестановка звуков в словах приведет к тому, что малыш не сможет распознавать звонкость и глухость, твердость и мягкость звуков, а это существенно затруднит обучение в начальных классах.

Исправление ошибок в развитии речи дошкольников 5–6-ти лет имеет большое значение еще и потому, что в этом возрасте недочеты еще непрочно закрепились в их мозгу. На этом этапе их легко выявить и исправить в процессе игр. Поэтому, если вы не можете или не решаетесь сделать это самостоятельно, не откладывайте поход к логопеду.

В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на некоторые важные моменты.

Во-первых, развитие речи у детей происходит в процессе живого общения с другими людьми, поэтому не нужно надеяться, что болтовня по телевизору заменит ему разговоры с мамой.

Однако просмотр неподходящих передач может некоторым образом повлиять на активный словарь малыша. То есть, во-вторых, не говорите и не давайте возможности ребенку услышать ничего такого, чего бы вам не хотелось услышать от него.

Александра Панютина

Опубликовано 23 декабря 2011 г. в рубрику Мамам