Энтони Берджесс «Заводной апельсин»

13 января 2012 г.
специально для CHARLA.ru

Энтони Берджесс «Заводной апельсин»
Энтони Берджесс — знаменитый писатель, литературовед, журналист, переводчик и композитор. Он занимался исследованием творчества Джеймса Джойса и Шекспира, на протяжении всей жизни сочинял музыку, изучал иностранные языки: Берджесс говорил помимо родного английского на немецком, испанском, итальянском, японском и даже русском языке. Знания многих языков особенно пригодились Берджессу при написании его самого известного произведения «Заводной апельсин», герои которого говорят на языке «надсат» — вымышленном жаргоне. Кстати, в основе этого языка лежит русский язык. О романе «Заводной апельсин» вам сегодня расскажет женский интернет-журнал Charla.

Энтони Берджесс написал свой самый выдающийся роман в 1962 году после того, как врачи поставили ему страшный диагноз и заявили, что он не проживет больше года. Известно и то, что во время написания этого произведения автор пытался уйти от воспоминаний о трагедии, произошедшей с его первой женой. Позднее Берджесс в своем интервью сказал: «Эта чертова книга — труд, насквозь пропитанный болью…».

Название книги «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange) Берджесс почерпнул от лондонских кокни, которые про странные вещи говорили, что они «кривые, как заводной апельсин». Вне всякого сомнения, этот роман — одна из самых сильных, ярких и шокирующих работ писателя. Кстати, ему самому не нравилось, когда его называли автором только «Заводного апельсина», ведь этот талантливый человек написал много и литературных, и музыкальных работ.

В 1971 году Стэнли Кубрик поставил один из самых известных фильмов в мировом кинематографе с Малколмом Макдауэллом в роли главного героя, точнее антигероя Алекса. Однако фильм вызывал широкий резонанс в обществе и Кубрика обвинили в пропаганде насилия. Под давлением общественности режиссер изъял фильм из проката в Великобритании всего через год после премьеры.

«Заводной апельсин» — это история о молодом человеке Алексе, лидере уличной банде и жестоком садисте, для которого насилие и жестокость — его естественная потребность. Умный, расчетливый, циничный, Алекс проповедует насилие как искусство. Алекс попадает в тюрьму, но и там продолжает совершать свои жестокие деяния. Берджесс наглядно показывает, что тюрьма не может исправить преступника.

Чтобы выйти на свободу, Алексу предлагают поучаствовать в эксперименте, в ходе которого ему воздействуют на психику в целях перевоспитания. Их тюрьмы Алекс выходит совершенно другим человеком: его природа перекроена, теперь насилие противоречит его новой натуре. Но, выйдя на свободу, Алекс сам становится жертвой тех, кого он когда-то мучил.

Можно ли очистить мир от зла, лишив человека воли и сделав его «заводным апельсином»? Каждый сам для себя ответит на этот вопрос, прочитав произведение, ставшее классикой современной литературы.

Алиса Терентьева


Опубликовано 13 января 2012 г. в рубрику Культурная жизнь