Стивен Содерберг: от фильмов для интеллектуалов к «правильному американскому» кино

30 января 2012 г.
специально для CHARLA.ru

Стивен Содерберг: от фильмов для интеллектуалов к «правильному американскому» кино

Стивен Содерберг (полное имя - Стивен Эндрю Содерберг, Steven Andrew Soderbergh) – американский режиссер шведского происхождения, известный большинству зрителей по масштабной трилогии о «Дэнни Оушене и его друзьях». Впрочем, в конце 1980-х – начале 1990-х гг. он долгое время находился на волне независимого кино, принесшего ему «дивиденды» в виде «Золотой пальмовой ветви» Канн и номинации на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий («Секс, ложь и видео», 1989 г.).

Кроме того, швед известен неординарными киноэкспериментами (ленты «Шизополис» и «Пузырь»), а также рядом псевдонимов, за которыми он скрывается «в ролях» монтажеров и операторов в собственных картинах. Суммарные сборы фильмов Стивена Содерберга к началу 2010-х гг. перевалили за отметку в $1 млрд.

Предвосхищая Квентина Тарантино

В какой-то мере Стивен Содерберг предвосхитил появление феномена, известного киноманам как «тандем Квентин Тарантино/Роберт Родригес». Родившийся на два с половиной месяца раньше Квентина Тарантино, швед уже в 15 лет посещал курсы аниматоров в Государственном университете Луизианы (Louisiana State University, LSU), после чего спродюсировал/снял/смонтировал свои первые короткометражки. Как и Квентину Тарантино, в Голливуде ему изначально досталась работа «на побегушках», что спровоцировало его возвращение в родной Батон-Руж, где он устроился работать в видеостудии (у «оппонента» чуть позже была аналогичная работа в видеопрокате в Манхэттен Бич, Калифорния).

Первый фильм Стивена Содерберга, получивший известность, – это документальная лента «Yes: 9012 Live» (концерт группы Yes), отмеченная номинацией на «Грэмми» (1986 г., категория «Полнометражное музыкальное видео»). Первая лента Квентина Тарантино («День рождения моего лучшего друга», 1987 г.) никаких номинаций не получила и в принципе осталась незаконченной.

Швед предвосхитил появление Квентина Тарантино в Сандэнсе («Бешеные псы», 1992 г.) со своим фильмом «Секс, ложь и видео» (1989 г.), а также гораздо раньше получил главный приз Канн (в том же 1989-ом, Квентин Тарантино – в 1994-ом за «Криминальное чтиво»). Стивен Содерберг, в отличие от «оппонента», оставил андеграунд и независимое кино, двинувшись в сторону больших бюджетов и гонораров, что, должно быть, и стало залогом последующих личных успехов: к примеру, «Оскара»-2000 за режиссуру «Траффика».

Фото: ChinellatoPhoto / Shutterstock.com

Стивен Содерберг и его друзья

Целый этап в карьере С. Содерберга – это постановка саги о «друзьях Дэнни Оушена». Переход шведа к «правильному американскому кино» (т.е. коммерчески успешному) начался уже в 2000-ом, когда он сделал «выстрел из двустволки», за один год произведя на свет «Эрин Брокович» и «Траффик». Эта тенденция была закреплена в фильме о Дэнни Оушене и десяти его подельниках. Римейк ленты Льюиса Майлстоуна собрал в прокате более $450 млн. Журналом Entertainment Weekly это творение было названо «лучшей лентой в жанре “фильм-ограбление".

Делая перерывы на фильмы для интеллектуалов вроде «Соляриса» (2002 г.), Стивен Содерберг подобрался ко второй части Оушен-саги – она вышла в 2004-ом и собрала $362 млн., возбудив гораздо меньший зрительский интерес, чем оригинал. Наконец, финал трилогии состоялся в 2007-ом: тринадцать грабителей во главе Джорджа Клуни обчистили казино персонажа Аль-Пачино на $500 млн., в то время как в прокате «собрали» $311 млн. Самое скромное, кстати, соотношение «награбили в фильме/собрали в прокате» из всей трилогии.

Дружба с Джорджем Клуни

Главным кинодругом шведа стал, пожалуй, Джордж Клуни. Он появлялся в фильмах Стивена Содерберга шесть раз: «Вне поля зрения» (1998 г.), «Солярис» (2002 г.), «Хороший немец» (2006 г.), а также в трех картинах саги о Дэнни Оушене и его друзьях. Кроме того, он выступил одним из продюсеров сериала «К Стрит» (2003 г.), поставленного Стивеном Содербергом. В 2005-ом вышел сериал «Неподготовленный», пилотную серию для которого поставил швед, остальные – Джордж Клуни и Грант Хеслов.

Экранизации

Стивен Содерберг нередко обращался к адаптированным сценариям. «Кафка» (1991 г.) снят на основе произведений Франца Кафки. «Царь горы» (1993 г.) – адаптация мемуаров Аарона Хотчнера. Картины «Вне поля зрения» (1998 г.) и «Во всей красе» (2002 г.) поставлены по романам Элмора Леонарда. «Солярис» (2002 г.) – экранизация книги Станислава Лема.

Псевдонимы

В своих фильмах Стивен Содерберг нередко проходил под псевдонимами. Сценарии к ««Там, внутри» (1995 г.) и «Аферисты» (2004 г.) он писал под псевдонимом Сэм Лоури. Если монтажер ленты значится как Mary Ann Bernard – это швед. Аналогично с оператором Peter Andrews (в честь отца - Peter Andrew Soderbergh). Два последних псевдонима швед использовал при постановке «Траффика», так как Гильдия сценаристов Голливуда запрещала сценаристу картины быть одновременно оператором и монтажером.

Фото: Featureflash / Shutterstock.com

Рекорды, эксперименты и исследование американских нравов

Исследовать американские нравы Стивен Содерберг начал еще в конце 1980-х гг. и продолжал этим заниматься на протяжении 1990-х. В это время он, по его собственному заявлению, снимал только те фильмы, которые хотел снимать. Вместе с «Эрин Брокович» и «Траффиком» в 2000 году в его жизнь пришли большие деньги, мейнстрим и работа над лентами, где собственное «я» режиссера проглядывало все реже.

Нелинейность сюжета ярко проявилась у шведа в фильме «Там внутри» (1995 г.). Настоящим гимном киноэкспериментам стала картина «Шизополис» (1996 г.), где Стивен Содерберг был и режиссером, и автором сценария, и оператором, и монтажером, и композитором, и исполнителем главной роли (что ставит его в один ряд с аналогичным экспериментатором – Робертом Родригесом). «Англичанин» (1999 г.) стал своеобразным «приветом» постановщика всему нео-нуару.

Швед стал самым молодым режиссером-обладателем «Золотой пальмовой ветви» Канн (в возрасте 26 лет), он также стал первым режиссером (с 1939-го), дважды номинированным на «Оскар» в одной категории за один год (2000 г.: «Эрин Брокович» и «Траффик»). В 2000-е гг. эксперимент практически уходит из фильмов Стивена Содерберга. Впрочем, он снимает на черно-белую пленку картину «Хороший немец» (2006 г.), а годом ранее выпускает низкобюджетную ленту «Пузырь», снятую на цифровую камеру, с малоизвестными актерами и без детально прописанного сценария. Этот фильм был одновременно запущен на кабельное ТВ и киноэкраны, а также вышел на DVD. «Тройной выход» «Пузыря» является первым подобным релизом в истории кинематографа.

14.01.2012 года режиссеру исполняется 49 лет, а 19.01.2012 на экраны кинотеатров России выходит его последняя лента – «Нокаут» с целой плеядой звезд (Майкл Дуглас, Антонио Бандерас, Майкл Фассбендер, Чаннинг Татум и др.). По старой привычке, в этой ленте Стивен Содерберг выступил не только режиссером, но и оператором. Сценарист – Лем Доббс – старый напарник шведа со времен «Кафки» и «Англичанина». Как знать, может в этой картине мы снова встретим нестандартный монтаж, игру с цветами, новые эксперименты, то, благодаря чем мы сможем совершенно точно сказать, что фильм этот ставил именно Стивен Содерберг, и никто иной.

Заглавное фото: cinemafestival / Shutterstock.com

Ярослав Гафнер


Опубликовано 30 января 2012 г. в рубрику Культурная жизнь