«Приют»

6 марта 2012 г.
специально для CHARLA.ru

«Приют»

Совместная работа испанских и мексиканских кинематографистов фильм «Приют», мировая премьера которого состоялась в мае 2007, года вызывает неоднозначные впечатления, противоречивые мнения критиков и зрителей, но несмотря на это, несомненно является интересной работой в стиле мистического триллера. Женский журнал Charla предлагает сегодня обсудить достоинства и возможно, некоторые слабые моменты фильма «Приют» и составить собственное мнение.

Хуан Антонио Байона, выступивший в качестве режиссера картины, в основном знаком испанскому зрителю по сериалам и короткометражным лентам. В данном случае он обрел поддержку в лице знаменитого сценариста, режиссера и продюсера Гильермо дель Торо, что, наверное, и послужило тому, что картина вызвала живой интерес у зрителей.

Хотя жанр фильма определен как «мистика, ужасы», его можно скорее отнести к психологическому триллеру или мистической драме. Собственно, ужасов, со злобными монстрами, реками крови и скелетами, выпрыгивающими из-за угла, зритель там не найдет. Весь ужас заключается в другом. Но давайте по порядку.

Женатая пара (Карлос и Лаура) берут на воспитание мальчика-сироту (Симона). Дело осложняется тем, что приемный сын болен СПИДом. В поисках счастья и спокойной жизни Лаура решает выкупить здание бывшего приюта для сирот, в котором когда-то воспитывалась сама, и снова открыть его для детей с проблемами.

Большой старый дом с высокими потолками, витыми лестничными перилами, коридорами может и напугал бы зрителя с самого начала, но в воспоминаниях главной героини он — самое счастливое и радостное место, полное солнечного света и детского смеха.

И все бы было хорошо, но по приезде в дом, героиня замечает подозрительные перемены в поведении сына: мальчик общается с невидимыми друзьями, играет с ними в какие-то игры-шарады и пробует даже привлечь к этому мать. Поначалу приняв игру сына, через время Лаура понимает, что продолжать в том же духе не может, и возможно, потакание бредням сына может плохо закончиться.

Занятая хлопотами по обустройству дома и беспокойством о душевном состоянии мальчика, находясь на взводе из-за разговора со странной старухой (очень нужный персонаж по законам жанра), мать в очередном разговоре с сыном не сдерживается, ребенок обижается, убегает и пропадает…

С этого момента начинаются мучительные поиски, в фильме «Приют» появляются элементы детектива, основной линией сюжета становятся личные переживания и душевные терзания героини. По ходу поисков мальчика Лаура узнает, что не все так гладко, как ей помнилось с детства и в приюте произошли ужасные события.

Находясь под впечатлением этих фактов, не прекращая поиски мальчика, постоянно обвиняя себя в его исчезновении, она прибегает к помощи медиума и некоторое время зритель погружается в атмосферу мистики и если угодно, ужасов.

Со временем окружающим начинает казаться, что женщина сходит с ума, и она в какой-то момент сама это подозревает. Но ей все равно: она готова считаться сумасшедшей, лишь бы ей не мешали. Она готова пойти на что угодно, чтобы найти потерянного сына и даже принять правила игры…, игры с призраками, с которыми играл Симон перед своим исчезновением.

Далее развитие сюжета фильма «Приют» довольно предсказуемо (если вы смотрели достаточно фильмом про дом с привидениями), концовка же ожидаема и неожиданна одновременно. Собственно, когда зритель, наконец, видит мальчика, он, скорее всего, думает, что все к тому и шло. Но то, каким образом все произошло, становится неожиданным.

И вот в этом, лично для меня и кроется весь ужас — становится понятно, что даже если бы из фильма убрали все, связанное с призраками, развязка бы нисколько не утратила своей трагичности. Еще более тоскливый осадок оставляет понимание всей тщетности и бессмысленности материнского самопожертвования (в данном случае она подчинилась своему безумию, ради того, чтобы найти ребенка).

И пускай критики фильма «Приют» обвиняют режиссера и создателей фильма в том, что многие сюжетные ходы списаны с других подобных фильмов, что в нем намешано множество жанров, некоторое события непонятны и так и остаются необъясненными, картина никак не может оставить зрителя равнодушным.

Собственно, концовка, как бы ее, опять же, не критиковали, на мой взгляд, и является самым сильным моментом картины. Моментом, наполненным драматизмом, трагизмом и ужасом. Ужасом от понимания, что для того, чтобы потерять ребенка, счастье и семью вовсе необязательно переезжать в дом с призраками и даже сходить с ума.

На кинофорумах и трекерах эту картину часто сравнивают с работой Алехандро Аменабара «Другие», и сравнение это, чаще всего, не в пользу «Приюта».

Я со своей стороны, скорее, провела бы параллель с фильмом «Подмена», главную роль в котором сыграла Анжелина Джоли. В них есть нечто общее, а именно: боль матери, потерявшей ребенка и вынужденной жить в надежде и безысходности одновременно, бессмысленность трагедии, случая, к которому нельзя приготовиться, ощущение тоски и безнадеги, которое оставляет фильм и под которым находишься еще некоторое время после его окончания.

Из всего описанного логично заключить, что фильм «Приют», возможно, не произведет впечатления на любителей классического хоррора, однако ценителям психологических драм, картин с элементами мистики и детектива вполне может понравиться.

В любом случае фильм «Приют» стоит того, чтобы его посмотреть, хотя бы с целью составить собственное мнение.

Александра Панютина


Опубликовано 6 марта 2012 г. в рубрику Культурная жизнь