Корсет — это не просто вещь, это настоящий символ со старинной, увлекательной и даже драматичной историей. Наверное, ни один предмет дамского туалета не переживал столь сокрушительного падения и столь триумфального возвращения. За последние несколько веков корсет успел сделать неплохую карьеру, эволюционировав из мучителя и объект гонений эмансипе и суфражисток в первый признак обольстительной женственности и даже фетиш. Сложно найти мужчину, у которого не перехватывает дыхание при виде корсета и затянутой в него восхитительной фигурки. Но мы, женщины двадцать первого века, не повторим ошибок наших предшественниц и клянемся надевать корсет только тогда, когда захотим сами!
Итак, корсет в самом общем смысле — это приспособление, помогающее придать торсу желаемую форму и поддерживать ее все время ношения. Существуют эстетические и медицинские корсеты (например, помогающие лечению сколиоза или восстанавливающие тело после травм, операций), и носят их как женщины, так и мужчины.
Слово «корсет» происходит от старофранцузского cors, что означает «тело». Это название вошло в международный модный обиход в конце 18 века. До этого всевозможные разновидности корсетов в разных странах и в разное время называли по-разному, в основном наименование кружилось вокруг слова «пояс».
Услышав о корсете, мы представляем себе классический викторианский корсет-песочные часы (hourglass corset), шнурующийся сзади, поддерживающий грудь, утягивающий талию и облегающий верхнюю часть бедер. Но исходная форма этого предмета одежды была несколько другой, как и смысл использования. Корсет имеет своим прообразом колет — нечто вроде старинного бронежилета, носившегося мужчинами. Первые корсеты, предназначавшиеся для изменения фигуры, и использовавшиеся в Италии и Испании с начала 16 века, напоминали клетку или орудие пыток. Они изготавливались из деревянных и железных пластин, в которые женщину заковывали с шеи до колен. Эти мастодонты были призваны не сделать изгибы тела более влекущими, а наоборот — прижать грудь, сковать бедра, ограничить подвижность. И без того высокая ввиду практики ранних замужеств и плачевного состояния медицины женская смертность неустанно подпитывалась жертвами ношения корсетов.
Железными прутьями были прошиты и французские корсеты 17 века, но они сделали огромный шаг вперед: теперь их использовали для соблазнения. Считалось, что обхват талии женщины должен быть тоньше шеи ее любовника, и в идеале составлять 33 см (придворные любовники, видимо, по большей части были весьма тщедушны). Корсет официально превратился в статусный предмет — закон разрешал носить его только знатным дамам, прислужницы которых тратили по полдня на то, чтобы сначала упаковать госпожу в корсет, а потом вытащить оттуда, чтобы облачить… в специальный ночной корсет!
Прогрессивный восемнадцатый век подарил корсетостроению новый материал — эластичный китовый ус. Корсеты, изготовленные с его использованием, не только оказались легче и приятнее в носке, но и создавали более изысканный силуэт. Это отразилось на фасонах модных платьев — тенденция подчеркивать контраст тонкой талии и широких бедер сохранилась, но все чаще использовались тонкие ткани, эффект драпировки и прилегающий лиф, в том числе закрытый.
В начале прошлого века корсет был в гардеробе каждой женщины и казался его неотъемлемой частью. Каждая хотела иметь осиную талию и высокую грудь — и имела их благодаря тугой шнуровке.
И тут опять появились французы и испортили песню. Кутюрье-революционер Поль Пуаре ввел в моду летящий силуэт и свободный покрой женской одежды из легких материалов. Культура ношения корсета, формировавшаяся столетиями, рухнула за какие-то несколько лет — корсет «развалился» на эластичный бюстгалтер и утягивающий пояс с пряжками для чулок. Не последнюю роль в этом сыграла наука — рентгеновские снимки изуродованных ребер женщины, с малолетства носившей корсет, действовали красноречивее любых призывов к эмансипации. Владычество корсета рухнуло.
Долгие годы корсет оставался на вторых ролях в актерских гардеробах (все-таки его заслуги по части формирования потрясающей фигуры несомненны) и, кроме того, потихоньку переживал перерождение, вкрадчиво возвращаясь в мир женского белья, но уже на правах скорее декоративных.
Сегодня все обиды между женщинами и корсетами забыты — помимо того, что он стал своеобразной униформой BDSM и готской субкультур, корсет очень удачно используется в мирных целях, являясь и вполне самостоятельным предметом верхней одежды (корсет-топ) и частью платья или комбинезона. Очен популярны корсеты-грации, играющие роль нижнего белья — они красиво выглядят и мягко корректируют фигуру, не причиняя никаких страданий. Конечно, современному корсету по части сложносочиненности далеко до своих предшественников: ребра у него сделаны из пластсмассы или легкого металла, шнуровку нередко заменяют крючки. Одно осталось неизменным: практически любой корсет выглядит безумно сексуально и действует на мужчин безотказно — видимо, они вспоминают те времена, когда женщины были готовы на любые жертвы, лишь бы понравиться. Впрочем, кто сказал, что эти времена прошли?
Комментарии: