МЕДЕЯ (часть II)

13 марта 2010 г.
специально для CHARLA.ru

Вопрос. Прошу прощения, но вы не ответили на вопрос — сумели ли вы обыграть время?
Распорядитель. Спокойнее, господа.
Медея. Обыграть? Конечно, нет. Мифы тоже кончаются, гаснут, покидают сознание. Время было бы в выигрыше, но оно не играет. На счёт боли…Было больно видеть Ясона и думать о невозможности заполучить его. Афродита сыграла со мной злую шутку. Никогда не поймёшь эту богиню. Потом, когда я решила помочь Ясону, боль прошла, и дальше, пока длился наш путь, меня даже не тревожили сожаления. Боль вернулась, когда я узнала его планы относительно Главки, но тогда ненависть и жажда мести сильно разбавляли её, уменьшая крепость. Затем, уже в колеснице, уносящей меня вверх, я поняла, что всё кончено — боль ушла навсегда, осталось время, а время эквивалентно скуке, а не боли. Об этом я уже говорила.
Вопрос. Нет, нет, не было такой формулировки. Так ли это?
Медея. Пожалуй, так. Скука. Вечная скука. Вечная зевота. Земное колдовство — плохая подмога. Впрочем, надо у Кроноса спрашивать, как ему не надоела вся эта волынка.
Вопрос. Вам не надоел ваш образ?
Медея. Что? Мой образ? Но это вы видите какой-то образ. Мне было просто интересно жить. Не скажу — безумно интересно, но что-то всё-таки щекотало нервы, радовало. Огорчало…
Вопрос. Вы считаете свою жизнь заурядной?
Медея. Мой милый (насмешливо) кто же считает свою жизнь заурядной? Моя жизнь была хороша для меня, и — точка. И…мне бы не хотелось рассматривать прожитые дни, как повод для трагедии.
Вопрос. Вы негативно относитесь к написанному о вас?
Медея. Негативно? Нет! тут скорее вопрос жанра, вернее путаницы жанров. Это должен быть скорее фарс, или трагикомедия. Ведь например страх Ясона перед этим драконом был просто смешон — дракон старый. И без моих чар полусонный, победить его — пустяки. Потом напридумывали, что он убил дракона¸по рукоять меч свой всадил —в глотку там или сердце…А он и про меч свой забыл, растёкся от страха, как медуза, стоял и ждал, пока я произведу необходимые манипуляции — мне было так забавно, но и не буду врать — мило — что я сознательно нагнетала таинственности. И Ясон, глядя на затейливые пассы моих рук, верил в грозную силу чешуйчатого существа, отжившего свой век.
Вопрос. Извините, создаётся впечатление, что вы не слишком высокого мнения о своём бывшем избраннике?
Медея. Ну вы же читали Еврипида? Ха-ха…какие симпатии может вызывать предатель? А впрочем… Что теперь-то. Влюблена, влюблена была, как кошка. Афродитина пелена. Могучая богиня, не чета какому-нибудь Танату, того вообще смертный одолел.
Вопрос. Как это соотносится с вашим утверждением о трагикомичности ситуации?
Медея. Очень просто. Было невыносимо смешно наблюдать за мной со стороны. Царская дочь, спятившая от чужеземца.
Вопрос. Госпожа Медея, как вы относитесь к любви.
Медея. Ха-ха…я не эксперт в этом вопросе. Моя любовь была неудачной. Обращайтесь к Афродите.
Вопрос. И всё-таки.
Медея. Всё-таки? Очень неврастеничная штука
Вопрос. А счастлива любовь?
Медея. Счастливая? Это когда похороны супругов приходятся на один день, а смерть — уста в уста? Нереально. Хотя…отчасти я сама нереальна.
Вопрос. Элоиза и Абеляр?
Медея. Это было много веков спустя. Я с ними незнакома.
Вопрос. Что такое реальность?
Медея. Ну уж, кого спрашивать — так меня. Реальность, реальность…С одной стороны то, чего можно коснуться — дерево, камень, вода. С другой — то, что кажется возможным объектом прикосновения. Скажем, боль. Что может быть реальнее боли, а поди, прикоснись. Впрочем, боль всегда ассоциируется с чем-то конкретным. Раздавленные виноградные гроздья. Разбитый кувшин, и молоко среди черепков. Может быть, реальность — это поверхность — то бишь: она поверхностна. Это не так уж плохо, по-крайней мере, ладонь, или взгляд стыкуются с первой сущностью предмета. То, что в глубине — малодоступно, а это видишь, значит, отчасти, ощущаешь. В конце концов можно сказать и так: реальность нереальна. Видимость затуманивает суть. Впрочем — это уже из области метафизики. Я в ней не очень сильна.
Вопрос. А смерть?
Медея. Смерть? Та же метафизика.
Вопрос. И всё же?
Медея (с улыбкой). Умрёте — узнаете.
Вопрос. Поскольку вы пребываете в этом состоянии много веков, хотелось бы большей точности.
Медея. Точность здесь невозможна. Смерть — это зыбкость. Торжество дрожащих волн. Воздушных флюидов. Воздух плюс вода плюс солнце плюс память плюс невесть чего…Можете громоздить до бесконечности любезные вам категории. Но уж по крайней мере — не тупик. Нет, не тупик. Там, в сферах, куда попадает душа, и начинается это — бесконечное. Бесконечная скука. Ха-ха…
Вопрос. Как вы относитесь к своему прошлому?
Медея. Моё прошлое — это реальность мифа. Я всё это когда-то прожила, и — как мне к этому относиться? Было и было. Предположить повторение былого нелепо. Время не совершает таких закидонов. Да и если б оно — повторение — было возможно, я б всё равно ничего не смогла б изменить — из-за сил, явно превосходящих мои. Я уж не говорю о Мойрах, но тягаться с Афродитой…
Вопрос. Как вы сейчас оцениваете собственную историю?
Медея. Слишком похожие вопросы. Зачем мне её оценивать? Повторяю: жизнь имеет большую ценность, нежели воспоминания.
Вопрос. А как отнёсся ваш отец к вашему предательству? Вероятно, у него была своя точка зрения на происходящие события?
Медея. Вероятно. Но об этом стоит спросить его самого. Я-то откуда знаю? Верно, осудил, и по-своему был прав.
Вопрос. Значит ли это, что вы осуждаете себя за бегство с Ясоном? За помощь в похищении руна?
Медея. Что руно? Обыкновенная шкура. Ну, золотая…Ценность? Может, и велика с человеческой точки зрения, но едва ли чрезмерна с точки зрения колдуньи. А отец…Верно, тут примешивалась ревность, отцовская ревность к чужому, к соблазнителю. Отец думал, что я всегда буду возле него. Иллюзия! Дочери уходят быстрее, чем того бы желали отцы. Тут уж ничего не поделаешь. Не думаю, что я предала его интересы — я отстаивала свои. Грани стираются. Государство отступает перед влюблённостью. Отец этого не понял бы. Наверное, он очень злился. Представляю себе его лицо! Но что он мог поделать? Я применила своё — и немалое! — искусство. Стрелы, пущенные за кораблём, в разгар погони, я останавливала, и они, замерев, падали в воду. Едва ли я вообще думала об отце.
Вопрос. Как вы понимаете вину?
Медея (смеётся). Вина? Это когда виноват.
Вопрос. А если серьёзно. Вы виноваты перед отцом? Ясон виноват перед вами?
Медея. Ясон? О да! Променять меня на эту тварь! Забыть детей, которых я ему родила. Да ещё эта маска — лицемерная маска — мол, он поступает, как лучше — для меня же. Не помню уже всей его казуистики. Помню, что эта дура держалась за него обеими руками. Ну и получила! Нет, Ясону нет прощения в моём сердце. А отец…вот он-то, наверное, меня простил. Да, я, наверное. Перед ним виновата…его святыни и всё такое…А, право, надоело! Такая древность. Не помню я…никакой вины за собой не чувствовала — влюблена была и всё!
Вопрос. Вы считаете влюблённость оправдывает всё?
Медея. Всё оправдывает только смерть.
Вопрос. Что вы думаете о смерти?
Вопрос. Что такое время?
Распорядитель. Господа, господа, повнимательнее, пожалуйста. Об этом уже спрашивали — разнообразьте вопросы — редкая гостья, а вы всё о смерти, да о смерти. И не все сразу — соблюдайте очерёдность.
Вопрос. Есть ли бессмертие?
Медея (лукаво щурясь). О да! И оно очень приятно.
-Как?
-Что оно такое?
-Что вы имеете в виду?
Медея. То и имею. Уж не длительность загробного бытия. Оно-то понятно, что бесконечно. Но та беспечность, с которой люди относятся к бессмертию, уморительна. Умудряются верить во что угодно, а в то, что очевидно…Оно понятно — страх…Куда ж от него деваться…а всё ж чудно…
Вопрос. Значит ли это, что смерть — реальность?
Медея. Опять вы лезете в метафизические дебри. А что ж она такое? Конечно, реальность. Впрочем, может быть именно последняя реальность на пути в ирреальное.
Распорядитель. Господа, господа, поконкретнее. Поменьше философии.
Вопрос. Было ли вам страшно, когда вы бежали с Ясоном?
Медея. Страшно? О нет! я была хорошо вооружена. Влюблённость плюс магия — что может одолеть такую сумму? Ясон — тот да. Казался испуганным, особенно, когда увидел погоню. Может я фантазирую, но голос, отдающий команды, всё же дрожал.
Или наговариваю? Время это, знаете ли. Его пласты не соскоблить, даже если уже не нуждаешься в теле.
Вопрос. А было ли всё это?
Медея (улыбаясь) Ну, это вам видней. Все вы много читали, и раз собрались здесь, то, наверное, уверены, что было.
Вопрос. А вы?

Медея. Я? Сложно ответить. Сложно отличить реальное от иллюзий, по-крайней мере прожив столько, сколько прожила я. Часто одно входит в другое, потом опять, и так до бесконечности, как в восточной игрушке.
Распорядитель. Господа, я попросил бы держаться в рамках. Наше присутствие здесь гарантирует реальность происходившего тогда.
-Это вопрос открытый, можно и поспорить.
-Ну, спорить ещё здесь не хватало, тоже — любитель дискуссий!
Распорядитель. Господа, спокойнее, спокойнее, не затевайте споров — они чреваты скандалами. Задавайте вопросы уважаемой госпоже Медее.
Вопрос. Вы любите спорить?
Медея. Спорить? Никогда не задумывалась об этом. Бывало я спорила с Ясоном.
Вопрос. А с отцом?
Медея. С отцом — нет, никогда. Но споры с Ясоном ни к чему не приводили — оставался только осадок в душе. Значит не люблю. Да и зачем?
Вопрос. Но если не совпадают взгляды?
Медея. Пространство велико. Всегда можно отстраниться. Зачем теснить друг друга? Это проклятое пространство вместит всех — с избытком. Прошлое, будущее — ведь оно держит в себе и то, и другое…Для десятков и сотен мнений точно найдётся место.
Вопрос. Что для вас значит материнство?
Медея. Немногое. Так, или иначе — оно менее важно, чем влюблённость, магия, реальность, иллюзия. Хотя…это тоже иллюзия — будто дети — твоя плоть. К тому же свою плоть убивать сложнее. Наверное, я была дурной матерью. У меня другие функции. Я всё-таки не Ниоба.
Вопрос. Ваша магия — что она такое?
Медея. Это очень древняя наука — или искусство — тогда всё смешивалось. Быть может, смешивается и сейчас, но вы разучились воспринимать это. Магия шла от Гекаты. Вскормленная земельными соками, настоянная на жертвоприношениях магия увеличивала своё могущество день ото дня, час от часа. О, магия — это густая ирреальность, забирающая, засасывающая в себя всё — прежде всего явь. Магия была моей первой влюблённостью. Ясон стал второй. Но к тому времени я была уже слишком искусна, чтоб навыки испарились.
Вопрос. До каких пределов простиралось ваше могущество?
Медея. Этого никто не знал. И меньше всех я. Иногда казалось, что мне подвластно многое, очень многое: стихии, предметы, люди — всё мешалось в кипучем круговороте. Но не так это было. Ибо потом, уже годы спустя. Я не могла вернуть себе мужа, отобрать его у рыжей потаскухи, царёвой дочки. Вот вам и магия. Видать, сок распутства сильнее. Это, впрочем, к делу не относится.
Вопрос. Так значит, если вы говорите о сопернице, да ещё в таком тоне, миф всё же был реальностью?
Медея. Не большей, чем все ваши жизни.
Вопрос. Вы говорите загадками.
Медея. Наши оракулы всегда говорили загадками. Ищите шифр.
Вопрос. Существует ли он?
Медея. А иначе существование мифов не имело бы смысла.
Вопрос. А оно имеет?
Медея. Думаю, да.
Вопрос. Что для вас важнее — день или ночь?
Медея. Магия действенней ночью. Любовь — прекрасней. Влюблённость — невыносима. Смотря что иметь в виду. Так или иначе, ночь красивей, особенно там, у нас, с дыханием моря, абрисами кипарисов, точками звёзд.
Вопрос. А звёзды, верно, были роскошными?
Медея (восторженно). Да! Блёстки серебра, серебряные гвоздочки, складывающиеся в прихотливые узоры; медовые капельки, брызги молока…Глядя на них, можно было чувствовать себя счастливой.
Вопрос. О чём вы думали, глядя на звёзды?
Медея. Да ни о чём. Или обо всём сразу. Ступенька за ступенькой, образ за образом. Это было как восхождение по бесконечной лестнице, или как волшебная музыка.
Вопрос. А вы любили музыку?
Медея (задумчиво). Да, пожалуй. Сложно было тогда не любить музыку. Специально я ей не занималась.
Вопрос. Была ли музыка в почёте?
Медея. Если вы изучали историю Эллады, то должны знать. Нового я вам ничего не скажу.
Вопрос. Думали ли вы о бессмертии, глядя на звёзды?
Распорядитель. Господа, опять скучная метафизика. Поближе к земле, к быту, господа.
Медея. О бессмертии? Нет, не думала.
Вопрос. Было ли у вас любимое блюдо?
Медея. Ха-ха…Ну и вопрос. Я обожала медовые ковриги. И ещё мясо ягнёнка, зажаренное на угольях.
Вопрос. А виноград?
Медея. Фу, терпеть не могла виноград. Рот распирает слюной, чуть не давишься, сладкая гадость!
Вопрос. Ну а вино? Доставляло ли оно вам удовольствие?
Медея. Вино я пила очень умеренно. У нас в ходу было лёгкое вино — оно не кружило голову. ИИногда было приятно.
Вопрос. Что лучше — вино или молоко?
Медея. Молоко. Конечно, молоко. Звёздное молоко.
Вопрос. Что это значит?

(окончание следует)

Александр Балтин

Опубликовано 13 марта 2010 г. в рубрику Поэзия и проза