…Сынуля, уже 6 часов, садись-ка делать уроки, — говорят родители, переключая пультом на канал ОНТ, по которому через мгновенье должна начаться воскресная премьера фильма.
Игорек неохотно бредет в детскую, где вяло достает из портфеля дневник, учебники и тетради. Сын открывает учебник и тетрадь, находит в дневнике (о, ужас!) задание написать сочинение «Как вы провели зимние каникулы», кое-как (конечно, без черновика) пишет два абзаца текста. Затем Игорь открывает математику. Не поняв задачу, он закрывает математику с мыслью «завтра у кого-нибудь спишу». Затем он еще с большим нежеланием открывает английский. На дом задан перевод текста из книги по чтению. С ужасом и непониманием глядя в учебник, Игорь смотрит перевод пару слов в мини-словарике, который дается в конце книги по чтению, и захлопывает всю эту «иностранщину». Уже спустя 40 минут он «сгребает» тетрадки и книжки в портфель, забыв положить в пенал ручку и линейку, а также фартук для трудов. И с чувством выполненного долга идет в зал к родителям.
— Ну, что, все сделал? — спрашивает Игоря мама.
— Угу, — отвечает сын.
— Ничего не забыл? — спрашивает папа.
— Неа, — говорит довольный Игорек и усаживается на диван смотреть премьеру.
Когда на следующий день Игорь приносит двойку по английскому и запись в дневнике «не подготовился к уроку труда — нет фартука», он получает от папы подзатыльник, а от мамы: «Мобильника тебе в этом году не видать». От них обоих он слышит: «Никакого телевизора — иди учить уроки». И так изо дня в день…
— Когда мы учились, у нас уроки никто не проверял, — слышу весомый аргумент от мамы, когда спрашиваю, проверяет ли она у сына домашнее задание.
— Мы в школе учили немецкий, — говорит папа. — Сыну помочь ничем не можем.
Так-то оно, конечно, так. Папе Игоря никто не помогал, поэтому он едва закончил 10 классов и пошел работать на завод. Мама Игоря тоже училась не ахти, но страсть как любила шить, вязать да вышивать, поэтому после школы, не колеблясь, пошла учиться в швейное училище. Профессия швеи ей тогда казалась самой полезной: и себе обновку можно сшить, и будущим детям.
Родители хотят, чтобы их сын, как они любят говорить, «выучился»: закончил институт и устроился на хорошую «непыльную» работу. «Вот и гоняем его», — говорит мама.
Во-первых, что касается «гоняют»… Вспомним знакомую ситуацию. Родители на выходных везут ребенка в деревню, а, вернувшись поздно вечером, велят ему делать уроки. Когда жена говорит мужу: «Я так устала в деревне, что ничего не хочу вечером готовить», она должна понимать, что и их сыну или дочери, которые точно так же интенсивно провели выходные, тоже ничего не хочется, кроме дивана. Тем более, что подготовить уроки (написать сочинение, поработать со словарем, решить задачу) гораздо труднее, чем почистить и пожарить картошку. Труд ребенка по подготовке уроков многими родителями ни во что не ставится. «А мне все равно, что он устал — пусть делает!» говорит папа.
Подготовка домашнего задания — это серьезная вещь, это труд, который нужно уважать. И родителям, как главным «организаторам» свободного времени своего сына или дочери, нужно отводить необходимые часы времени на подготовку. И в «списке» того, что нужно сделать уроки должны стоять раньше, чем «посещение рынка», «поход в гости» или «поездка в деревню». Уроки лучше делать «на свежую голову», проверять, и лишь потом ехать в деревню или идти на рынок. При этом, велев сыну или дочери делать уроки, всем остальным членам семьи нельзя усаживаться у телевизора. Поймите, что ребенку не хочется трудиться, когда все остальные отдыхают. Выключите телевизор, сделайте сами необходимую работу по дому. Тогда ребенок будет чувствовать, что не только он, но и вы заняты чем-то важным, но не слишком интересным.
Во-вторых, сказать ребенку «делай уроки» — явно недостаточно для того, чтобы он пошел и хорошо их выполнил. Вы должны хотя бы проверить их наличие. Если на дом задан перевод текста с английского языка, то в словарик должны быть выписаны незнакомые слова. Если — сочинение по русскому, вы должны проследить за тем, чтобы ребенок сначала написал его на черновике. Вы должны следить за тем, чтобы в дневнике по каждому предмету было записано домашнее задание, а если его нет не надо верить «нам ничего не задавали». Лучше заставить ребенка перезвонить одноклассникам и уточнить.
В-третьих, нужно объяснять ребенку, зачем ему хорошо учиться. Ваш сын или дочь никогда не поймут, зачем им поступать в институт, если ни папа, ни мама института не заканчивали, а вполне неплохо устроились в жизни. Вместе «читайте» этикетку на новой игрушке и «не понимайте». А вот когда ты, сынок, выучишь английский, то без инструкции на русском поймешь, что к чему, — говорите сыну. Но для того, чтобы убедить ребенка, что «ему это надо», сначала это должны понять вы сами.
Комментарии:
И это знакомо:
Родители на выходных везут ребенка в деревню, а, вернувшись поздно вечером, велят ему делать уроки. — тысячу раз правда, но если родителям знаком и понятен только физический труд, а умственный забыт со школы, им очень трудно ценить и уважать детский труд по выполнению «каких-то там уроков». А интересно, что сказал бы этот папа с завода, когда бы ему после выходных в деревне предложили бы написать сочинение!!!
Если семья такая «простая», что вместо книги у них — круглосуточно телевизор, а валяние на диване — вместо обсуждения с сыном сочинения — и как его написать (а это очень трудно! говорю вам как учитель русского языка и литературы!!!), то может быть вспомнить поговорку про яблоко и яблоню? И не требовать от незрелой детской воли и унаследованной от папы и мамы лени непосильного подвига?
А тема у вас настолько жизненная, что просто впору книгку писать. Сверху и снизу с 18.00 регулярно начинается ор: делай уроки, дебил (остолоп, идиот)! А сама мамочка последний раз книгу держала в школе, ну или Донцову в электричке. А то, что в 18.00 ребенок уже не то что сочинение не напишет, но и палочки прямо не пропишет, это для родителей неинтересно… потому что другая позиция предполагает рост вместе с ребенком, напряжение, самоограничение, усилия над собой… А им это не надо, им бы продремать всю жизнь перед телеком.
Действительно, многие родители утверждают, что с ними не занимались, уроки не проверяли. Я тоже самое о себе могу сказать. Я не помню, чтобы кто-то со мной делал уроки, даже в начальной школе. Но таких детей, которым не нужна помощь, хотя бы на начальном этапе, единицы. Ребенка прежде всего надо научить учиться. И, конечно, понимать, что это огромный труд, который тоже требует поощрения и похвалы. А если ребенок воспринимает чтение книги как наказание за какие-то провинности( получил 3, гулять не пойдешь- сиди и читай), разве чтение будет ему в радость? Наказывать надо, но не такими методами. Не хочет читать- надо заинтересовывать, а не заставлять. Если родители смотрят сериал, а им скажут: " Ну-ка, выключайте и читайте", они это воспримут, как посягательство на свое личное пространство, а почему-то с ребенком так поступают.
Сложная и больная тема. Я не хочу сказать, что сама идеальна как мама… Но ребенок — это личность, и ее надо уважать в нем.
Из личного опыта… думаю, что многое зависит и от самого ребенка, и даже воспитания здесь не при чем. У меня есть старшая сестра. Что только родители не предпринимали, чтобы уроки были сделаны, чтоб все было выучено. Один из способов — выдача денег на карманные расходы, но ничего не помогало.
Я же когда приходила из школы, сразу делала уроки, в начальных классах даже не успев дойти до стола… писала на тумбочке в прихожей.
И почему так? Воспитывались вместе, мне с учебой родители никогда не помогали.
Истина азбучная, дефицит внимания к школьным делам детей дает результат:-((. Редкие семьи отказываются от телевизора в доме, а книжные полки уже не являются необходимой мебелью.И еще: книжные магазины, книжные прилавки, киоски, где они? Дойти до ближайшего пива два шага, а книжный магАзин надо искать.