ПЁСТРЫЙ ПЕСОК

17 февраля 2011 г.
специально для CHARLA.ru

ПЁСТРЫЙ ПЕСОК
1
Пёстрые программы детства мелькают перед глазами. Ребёнок смотрит в окно на пролетающий снег. Ребёнок очень неохотно учился читать — чтобы в десять лет, заболев чем-то не очень серьёзным, прочитать фольклорного Гоголя, а в одиннадцать добраться до Достоевского. Явь отступает на второй план — действительность книг становится много реальней. Мускульная пульсация памяти: криз пубертатного возраста, невозможность идти в школу; родители пробили индивидуальное обученье — ходил к учителям, отвечал выученное, и — домой, домой: к книгам и собственной писанине. Цветочки социофобии. Думал — не прижиться, не притереться к жизни, а вот поди ж…Программы детства кажутся нерасшифрованными — нечто важное скрылось в них, нечто, непонятое тобой — нынешним, написавшим немало книг, мелким служащим с прежней социофобией, к которой привык, и если прорывается она, к примеру, дискомфортом душевным в магазине терпимо, терпимо…

2
И звёзды ласково шевелились в небе — крохотные золотые шары…
Уже ложились спать, когда ворота заскрипели, открываемы, и вошёл брат. Августовская темнота плыла густой насыщенностью; брат был навеселе, но тотчас вытащил бутылку и вывалил на стол колбаски. Дачный городок уже спал, мама, конечно, не стала подниматься, а мы с братом у баньки соорудили костёр, жарили на шампурах колбаски, выпивали не спеша, и глядели на ласковые, шевелящиеся звёзды…

3
Пышный летом дачный посёлок — текуче переливающийся зеленью: купы яблонь и груш, мальва, вылезающая из-за штакетин забора, шатры крыжовника; бессчётные дачные домики. Важен один — обложенный красным кирпичом; банька рассохлась, хранят в ней сельхоз. инструменты, возле неё разводят костёр, жарят еду; старая-старая стоит тахта, и тут же — кресло из кинотеатра; есть и бильярд, сукно его поседело…Мир дачный — пёстрый разнообразными — от флоксов до роз — цветами — играющий зелёным золотом зрелого лета; мир с гамаками, сладкой ленью, змееподобным шлангом для полива грядок…
-Ребята, у вас вода есть? — Заходит Эдик: сосед — крепкосбитый, деловой. — Собрались с Галей поливать, да вода заглохла…
(Галя — его жена, умерла в прошлом году, но в сети воспоминаний все живы).
Проверяем: воды нет.
Брат уходит с Эдиком, обсуждая что-то, жестикулируя.
Инна заглядывает — Костей вашим зверятам принесла! — сообщает она, вытряхивая из бумаги различные мослы. Две круглые, пушистые, чёрные собачки сами пришли. Одна убежит потом, другую убьют — но, повторяю, все живы, живы — и дядя, построивший эту дачу — вот выходит он из огромного, жарко дышащего парника, и улыбается, бородач; и тётя, зовущая обедать, и уже накрыто на веранде — и я иду, выросший ребёнок, сочиняющий строки этого дачного детства.

4
Количество монстров, чудищ, нечисти в американских фильмах — отголосок индейских верований. В России не приживается. Но в России был огромный пласт преданий, связанных с домовыми, лешими, кикиморами и проч. Однако, развитие кинематографа в России приходится на период СССР — когда любая мистика была под запретом, кроме варианта детского, сказочного фильма. Отсюда не-попадание в слои кино тёмных, тяжёлых образов. А западные, американские отдают нарочитостью, фальшью, к свету не выбиться из дебрей этих…Впрочем, домовые, кажется, бывали достаточно милыми…

5
За пятнадцать минут…до чего? Всегда находимся в состоянии за пятнадцать минут…до сна, к примеру, до выхода из дома. Представь — вышел из дома и вместо асфальта — под ногами чёрная бездна. Не бывает. Знаешь конкретику — удержит от провала в омрак инобытия…За пятнадцать минут до смерти ел блины. Поджаристый, с корочкой блин икрою, потирал руки…И так далее. Из Чеховского рассказа. За пятнадцать минут до столкновения с айсбергом на Титанике шла сложная, пышная, рабочая, светская — разная — жизнь.
Узнать бы суть пятнадцати минут, разбить бы капсуль тайны…

6
Не то из блатных, не то кажется, думал о новопоступившем на работу вьюноше «старожил», проработавший здесь уже три года. Библиотека престижного ВуЗа — идут работать в основном не попавшие на первый курс, поступают потом на вечерний, а вот он — уже ветеран, не поступает, пишет что-то, а что — скрывает, таит…Курили с новопуступившим на лестнице. Мимо, хромая, искорёженной походкой прошёл инвалид.
-Жалко таких, — вполголоса сказал новенький…
Не ожидая от него подобной реакции, старший пожал плечами, гася окурок…
Вот и вся история.

7
Гений гениев — дарованный небом, чтобы яснее стал свет его, свет метафизический, переведённый в земные, доступные образы. И — снежный пик гениальности: Сикстинская мадонна, сверхикона; вибрации космоса, пойманные в образ, будто сотканный из лучей — не верится, что использована краска; свет, застывший этим холстом поднимает до себя глядящего, оплодотворяет его душу; симфонии света, сконцентрированные в образе, будут звучать в вас, даже если видели репродукцию всего лишь, передающую силу подлинника едва ли на треть.
Жемчужный, золотистый, сине-зелёный мир Санти! Спектральный, возвышенный мир!
Кипенье и мощь античной школы…
Пределы…пределы…как до них далеко.

8
Вы спорите о филиокве так, будто это важно. Вражду вокруг иллюзорного термина, вражду, какая по сути антилюбовь, вы вдвигаете в реальность, полагая, что совершаете нечто благое. Кто может знать исходит ли Дух Святой только от Отца, или и от Сына? Зачем вы растите и культивируете пустой лес непроходимых, наукообразных словес? Зачем воздвигаете горы вражды в ваших сердцах, вместо того, чтобы омыть их световой любовью? Неужели придавленность плитой догматики может по-вашему быть от Бога?

9
-Что ты думаешь об общественной пользе? — Ничего. Я просто зарабатываю деньги.
Лучше иметь хоть какие-то идеалы, нежели гомерически хохотать над использующими это слово.
Общественная польза — цементирующий социум раствор, без него жизнь вырождается в набор эгоистических побуждений и мотивов, в конкуренцию тщеславий. Общественная польза, включающая в себя немодное нынче понятие самопожертвование, во многом оправдывает человеческую жизнь, эгоистичную в своей основе. Тем не менее, у нас охотнее рассуждают об экономических теориях, нежли о том, почему понятие идеалы кажется скомпрометированным.
Ощущение важности общественной пользы, которая есть делание для других чего-то хорошего — подспудно заложено в каждом человеческом естестве и сознанье, но — заложенное надо развивать, пестовать, дабы не сгнило оно, чтобы человек на вопрос, что ты делаешь для общественной пользы говорил — работаю, созидательно сколь могу.

Александр Балтин

Опубликовано 17 февраля 2011 г. в рубрику Блог им. baltin