ИСКРЕННОСТЬ.

9 августа 2009 г.
специально для CHARLA.ru

Искренность — это говорить то, что думаешь, а думать то, что говоришь. Возможно ли это в нашей жизни?

Нет ничего невозможного, но будет ли от этого польза? Не всякого обрадует горькая правда о нем, всякий любит сладкую ложь. Лицемерие, если и напрягает, то далеко не сразу, а лишь когда оно заходит слишком далеко.

Хорошо отбросим мысли друг о друге, тем более, что это неправильно, — давать оценку кому бы то ни было. Просто решим раз и навсегда: мы никого не оцениваем и всех принимаем такими, какие они есть. А тех, кого любим, еще и хотим видеть именно такими. Возьмем совершенно другие темы. О чем вообще, мы разговариваем?

1. Обмен информацией с целью сверки своего мнения с другим.

2. Продажа чего-либо.

3. Просьба.

4. Сплетни.

5. Выговориться.

6. Обсуждение общих дел.

7. Что еще?

Во всех случаях, мы стремимся вызвать и у себя, и у собеседника вполне определенные эмоции: сочувствие, дружеское участие, подтверждение нашей значимости, радость от совпадения мыслей, желание купить, поучаствовать, помочь, сообщить известную ему информацию. Чаще всего мы хотим что-то получить, нам что-то надо от собеседника. Помните, как говорил граф Калиостро в «Формуле любви»: «Все люди делятся на тех, от кого что-то нужно мне и на тех, кому что-то надо от меня». С первой категорией приходится быть поаккуратней, то есть — прятать свою искренность подальше; ляпнешь не то, и не получишь желаемого эффекта. Со второй можно позволить себе быть откровенным, то есть, искренним.

Итак, искренность возможна только между людьми, которые друг от друга не зависят. «Вы верите в искренность? — удивлялся Штирлиц. — Между вами, лейтенантом Абвера, и мною, полковником СД?

И все же. Может ли (должен ли) продавец быть искренним с покупателем? Если хочет удерживать его долго? Вырисовывается два случая; в первом, продавец искренне верит, что знать все клиенту не обязательно и даже вредно; во втором, продавец знает, что не договаривает, чем вводит клиента в заблуждение, но находит оправдывающее это причины. Продажников, конечно, учат первому и единственному варианту: продавец лучше знает, что надо клиенту; все, что он говорит (врет), есть «ложь во спасение». Для полной гарантии, продавец и сам не должен всего знать и тупо «делать, что велено». Особенно этот подход характерен для сети прямых продаж. И действительно, успехов там достигают чаще всего не самые умные, а самые исполнительные.

Проблема в том, что грамотный клиент на уровне интуиции чувствует, когда с ним говорят неискренне и чего-то недоговаривают. Вот и лучше, от греха подальше, знать поменьше. «Меньше знаешь, — крепче спишь», — эта поговорка относится и к продавцам тоже. Но знать и не договаривать, это — высший пилотаж продающего обмана; этим приемом владеют те, кто учит и натаскивает рядовых продавцов. «Привычка — вторая натура», — интересно, удается ли этим людям быть искренними со своими близкими, друзьями, не покупателями, одним словом?

А если покупка разовая и продолжения не предполагает, то — горе вам, покупатель: вранье вы получите по полной программе, даже не сомневайтесь. Подобной ситуации надо избегать всеми способами. Всеми? То есть, быть неискренним с продавцом, представляясь оптовым и постоянным покупателем, выуживая все возможные преференции? Такой покупатель ничем не лучше неискреннего продавца. Нет, просто ищите «своих» продавцов во всех сферах товаров и услуг, дружите с ними.

Об оправдывающих свой обман причинах, и говорит нечего; нет им оправдания. Да, и не в оправдании дело. Стратегический вред, наносимый себе своим же враньем, больше сиюминутной выгоды от мелкого обмана.

В чем вред? Получая не заработанное, вы тормозите (атрофируете) собственные творческие силы и привыкаете паразитировать на обмане других. Дальше вы вынуждены обманывать все больше, рано или поздно это раскрывается, и вы теряете клиентов, партнеров, друзей, а может, — и свободу.

Какие же выводы? Искренность, это — природная и стратегическая защита от любых невзгод; искреннего человека не за что зацепить маятникам, его не берет сглаз и порча, ему просто легче жить. Помню песню из детства: «Против всех ненастий есть одна защита. Чтобы двери — настежь; я живу открыто». Но, по поводу защиты, это — отдельная тема.

Опубликовано 9 августа 2009 г. в рубрику Блог им. Prostaj