Многие родители согласятся со мной в том, что сказки играют важную роль в становлении личности ребенка и, к тому же, играют немаловажную роль в формировании модели его поведения. Они учат отличать добро от зла, учат проявлять сочувствие и сострадание, учат добру и справедливости. Именно поэтому, я с особенной тщательностью выбираю для своих детей книги со сказками и мультфильмы.
До не давних пор, одной из любимых сказок дочки была «Курочка Ряба» . Казалось бы, чему может научить эта сказка с таким незамысловатым сюжетом? Но, оказывается, может и учит. А учит она проявлять сочувствие и жалость. Дочка непременно начинала гладить картинки дедки и бабки после фразы «не плачь, дед, не плачь, баба…» и ругала мышку, которая разбила яичко. В сказке «Теремок» жалела всех зверюшек, которых неуклюжий мишка оставил без домика, и после прочтения сказки, всегда бежала строить теремок из кубиков. Малыши безошибочно определяют в сказках положительных и отрицательных персонажей, щедро делятся со сказочными героями переживаниями и сочувствием, перенося впоследствии эти чувства на близких им людей. Кроме того, дети в возрасте 2-3 лет стараются подражать всему, что увидели и услышали.
Я очень люблю подсматривать за дочкой, когда она увлеченно играет и не замечает моего присутствия. В такие моменты, видишь своего ребенка абсолютно с другой стороны, открываешь в нем новые черты, обнаруживаешь, что ребенок старается копировать не только твое поведение, но и поведение героев сказок и мультфильмов. Вот один из примеров такого копирования.
Раньше Саша засматривалась «Телепузиками» (может кто-то помнит, была такая передача по TV), и я в принципе не видела ничего плохого, пока она не начала копировать поведение героев. А произошло следующее. Один из персонажей безобидно складывал в свою сумочку предметы — это были: блинчик, шляпа, мяч и самокат. Дочурка стала пытаться проделать то же самое, сначала она положила в свою сумочку пряник, затем уложила туда свою косынку, но когда дело дошло до мячика…. По понятным причинам, он в сумочку не помещался, но она с упорством и настойчивостью, пыталась его туда втиснуть. Все закончилось почти что истерикой. Из-за неудачи, в одну сторону полетела сумка, в другую мяч, с криками «я не могу» она принялась расшвыривать по комнате все, что ей попадалось под руку. Такое поведение у меня вызвало испуг и шок одновременно. Она никогда не вела себя подобным образом. Успокаивать ее пришлось долго, потому что она не хотела принимать от меня никакие уговоры, а притащила сумку и просила положить туда мячик. Мои попытки объяснить ей, что мячик большой, а сумочка маленькая, приводили к новой волне истерического плача. Спас ситуацию папа. Он сумел ее отвлечь, умыл и уложил спать. А я в срочном порядке принялась проводить ревизию всех книжек, дисков с фильмами и мультиками. «Телепузики» отправились в мусорное ведро, туда же полетел диск с любимым мультфильмом моего детства «Ну, погоди», не нашли своего места на детской полке и «смешарики». Из всего прежнего богатства остался только «Лунтик». С одной стороны, «Ну, погоди» достаточно хороший мультик, в нем очень хорошо даны черты отрицательного и положительного героя. Если бы не одно но…Меня смущает, что в каждой серии Волк непременно изображается с папиросой в зубах. И не смотря на то, что ребенок знает, что это плохо, но все равно норовит засунуть в рот карандаш и сказать: «смотри мама, я курю». Конечно, таких отрицательных примеров полно и на улице, от всего ребенка не уберечь, ему жить в этом мире. Но так хочется хоть попытаться….
Самая важная польза от прочтения сказок нашим детям — это психологический контакт родителя и ребенка. Надо торопиться наслаждаться минутами детства, когда можно посидеть с сыном или с дочкой рядышком, полистать книжку, поиграть с ним в паровозики, или попускать мыльные пузыри. Пройдет не так много времени, и мы будем с теплотой и нежностью вспоминать эти моменты, и желать хоть ненадолго их возвратить.
Ни в коем случае, нельзя отталкивать ребенка тогда, когда он просит поиграть с ним, или почитать сказку. Нам всегда некогда, у нас всегда есть и будут какие-то важные дела. Но помните, то, что вы заложите в своего ребенка сейчас, вернется к вам бумерангом тогда, когда вам будет нужна его помощь. Говоря ему сейчас «мне некогда, посмотри телевизор, поиграй сам», вы можете услышать то же самое тогда, когда в старости, вам так будет необходимо его участие и забота. Любите своих детей, читайте им сказки, балуйте. И тогда, ваш ребенок станет вашей гордостью и надежной опорой.
Автор — Афонасьева Наталья (NOTY)
Комментарии:
Я конечно же нахожу время и занимаюсь с доченькой: делаем поделки, рисуем, ну и рада, что у нас есть помощники-такие замечательные, добрые и поучительные мультфильмы
и дочке и маме с папой))) веселый мультик)
ну, погоди — действительно жестокий, хотя все мы на нем выросли))
вообще если присмотреться, то почти в каждом мультике можно найти проявление чего-то не хорошего (в карлсоне, например, малыш лазает по крыше, буратино продал свою азбуку за билеты в цирк, про том и джерри я вообще молчу)
Даша следопыт — не знала такого мультика, надо поискать
Телепузиков мы тоже смотрим иногда, кстати, ему ужасно нравятся видео-вставки про настоящих ребятишек
Нужно, конечно, выбирать, что читать и показывать детям, но не доходить до абсурда, например, когда мамы не читают сказку про Красную Шапочку, т.к. у ребенка может быть психологическая травма от того, что волк съел Шапочку и бабушку. Считаю, что ребенка надо научить тому, что в жизни есть добро и зло, хорошее и плохое. Наша задача научить отличать их друг от друга, а не огрождать ребенка от него. Иначе у нас получится неподготовленный к жизни человек…